Специфика понятия «стратегия»
Слово «стратегия» уже давно применяется в самых разных случаях и имеет самые различные значения несмотря на то, что традиционно оно имело вполне однозначное толкование. Стратегия - это унифицированный, исчерпывающий, целостный план, обеспечивающий выполнение основных задач предприятия.
Понимание стратегии только как плана явно недостаточно. Необходимо такое определение, которое включало бы в себя и результативное поведение. Согласно такому пониманию, стратегия - и заранее продуманная, и выстраивающаяся по ходу событий - есть некая последовательность в поведении. Осуществление в полном смысле сознательной стратегии - задача крайне непростая. Необходимо, чтобы менеджмент организации заявил о своих намерениях еще до начала действий, провозглашенные задачи должны быть приняты всеми без исключения сотрудниками, а затем реализованы вне зависимости от воздействий рыночных, технологических или политических сил и так далее. Спонтанная стратегия - также весьма редкий феномен, поскольку для этого она должна складываться из действий, в которых нет и намека на преднамеренность. В военных стратегиях и теории игр чаще всего используют подход, называемый «игра на двоих», известный также в деловой сфере как «конкуренция лоб в лоб». Определение стратегии как позиции явно позволяет нам перейти к иному уровню - уровню с энным числом игроков. Стратегия по отношению к организации есть примерно то же самое, что индивидуальные особенности человека.
Стратегия - это концепция. Это означает, что все стратегии представляют собой абстракции, существующие только в умах заинтересованных сторон. Всякая стратегия - это изобретение, фантазия, продукт чьего-то воображения, вне зависимости от того, разрабатывается она намеренно для регулирования поведения в будущем или же извлекается из прошлого опыта. Стратегия - это перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях и действиях. Важнейшей задачей изучения стратегий является проблема «прочтения» содержания коллективного разума, понимания намерений, пронизывающих систему под названием организация, разделяемых всеми ее членами, и осознание того, как на подобной общей и достаточно устойчивой основе осуществляются те или иные действия. Стратегия как ловкий прием погружает в область прямой конкуренции, где в ходу различные финты, угрозы и маневры, широко применяемые для достижения победы над противником. Стратегия как таковая имеет дело прежде всего не с изменениями, а со стабильностью, с намеченными планами и устойчивыми поведенческими паттернами. Стратегия как принцип поведения фокусирует внимание на действии, напоминая прежде всего о том, что любая концепция мертва вне ее осуществления. Стратегия знакомит с понятием конвергенции, достижением стабильности и последовательности в действиях организации.
Стратегия как перспектива погружает в весьма непростой круг вопросов о коллективных намерениях и действиях. Определяя организацию как коллективные действия, направленные на осуществление общей задачи, тогда стратегия как перспектива нацеливает на рассмотрение условий, при которых те или иные намерения распространяются в группе, в итоге становясь коллективными нормами и ценностями. В качестве плана стратегия имеет дело с действиями лидера по управлению развитием организации, его усилиями задать ей определенные направления.
Под стратегией понимается план экономического развития, трактуемый как комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации: стратегические программы и план-концепция мероприятий подразделений (местной власти) по реализации социально-экономической политики.