Роль миссии в стратегическом управлении
Анализируя различные трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе, на основе данных определений можно сделать следующее обобщение.
Миссия - это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. При этом с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определённого временного интервала. Формулировка мисси организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
Например, миссией организации не может быть «предоставление каких-либо товаров или услуг определённому кругу потребителей». Но вполне может быть постоянное расширение возможностей потребителей с помощью предоставления товаров или услуг», если ничем другим организация в ближайшем будущем заниматься не собирается.
Приведём примеры миссий различных организаций. В начале хотелось бы привести примеры миссий крупных мировых компаний в таблице 1.1, давно зарекомендовавших себя на мировом рынке преуспевающими, растущими организации.
Таблица 1.1. Продукто- и рыночно-ориентированные определения бизнеса компании
КОМПАНИЯ |
ОТ определения предназначения организации на основе предлагаемых продуктов и услуг |
К Определению миссии на основе потребностей рынка и потребителей |
«ЭС ЭЙ ЭС» |
Авиакомпания |
Транспортировка людей и грузов |
«Ксерокс» |
Мы изготавливаем офисное оборудование |
Мы помогаем повысить производительность труда |
«Стандарт Ойл» |
Мы продаём бензин |
Мы обеспечиваем энергией средства транспорта |
«Гувер» |
Мы производим пылесосы |
Мы помогаем создавать более чистое и здоровое окружение |
«Маидас» |
Мы производим глушители для выхлопа |
Мы обеспечиваем полное обслуживание автомобилей |
Несмотря на то, что российские компании только начинают осознавать значимость миссии для функционирования организаций, многие компании всё же имеют заявление о миссии. В качестве примера приведём несколько выдержек из миссий российских компаний.
Корпорация «Довгань» - «защищённое качество, защищённое здоровье». Миссия консультационного центра менеджмента и маркетинга состоит в «содействии экономическому подъёму России и завоевании ею достойного места на мировом рынке путём развития российского предпринимательства».
Компания «Радиан» - «обеспечение региона современными инженерно-техническими средствами охраны ведущих фирм мира, комплексные решения, объединяющие в себе: охранную и пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения и ограничения доступа в помещения, а также кондиционирование и освещение».
Ограничиваясь этими примерами, можно сделать вывод, что подход к форме и содержанию миссии организаций чрезвычайно разнообразен.