Оценивание выполнения: показатели, критерии
К оценке труда руководителей и специалистов можно подходить с использованием показателя производительности труда и показателя эффективности труда. Более приемлемым представляется последний показатель, но, как известно, эффект может носить экономический и социальный характер, и их трудно свести. Таким образом, наиболее целесообразным является подход, основанный на сравнении затрат времени и результатов деятельности. Количественное измерение затрат рабочего времени методологически не является сложным, хотя сбор информации о фактических затратах времени на выполнение тех или иных работ сам по себе трудоемок. Более сложной является процедура по определению результата деятельности руководителей и специалистов.
Задачи оценки руководителей и специалистов по результатам труда:
• выявления соответствия работника занимаемой должности;
• определение трудового вклада в условиях коллективной оплаты труда с целью увязки общей эффективности работы и уровня должностного оклада работника;
• обеспечение повышения индивидуальной отдачи от работников, их четкой ориентации на конечный результат, на достижение главной цели отдела, предприятия.
Различают итоговое оценивание конце довольно длительногомежаттестационный период (3-5 лет) и текущее - через определенное время в рамках межаттестационный период. Поэтапный расчет показателей по отдельным критериям оценки позволяет:
• выявить тенденции изменений в разных сторонах деятельности работников (прежде всего, в результатах труда и профессиональном росте работника);
• своевременно принимать меры по повышению квалификации работников;
• прогнозировать изменение результатов деятельности работников.
Результаты текущего оценивания учитываются и при подведении итогов работы за весь межаттестационный период.
Рассмотрим практические вопросы оценки применительно к специалистам и руководителям предприятия.
Оценивания специалистов предприятия проводится по трем направлениям (рис. 9.5). Основные из них связаны с оценкой результатов деятельности работника (основной и ей сопутствующей), которая дополняется социально-психологическим тестированием поведения работника в коллективе.
Оценки результатов деятельности специалистов осуществляется с помощью системы показателей. В зависимости от содержания и характера труда специалистов и, прежде всего, от того, насколько четко можно охарактеризовать результаты труда количественно, существуют нормы времени на выполнение тех или иных работ, или выдается работникам нормированное задание по объему работ, подлежащих выполнению в течение определенного периода, применяют различные показатели:
• сложность труда;
• производительность труда;
• качество труда.
В одних случаях используется для оценивания вся совокупность показателей, в других - только ее часть.
Сложность труда специалистов может характеризовать балльная оценка факторов, определяющих сложность труда данной категории работников (ответственность, самостоятельность, разнообразие работ и др.). На практике часто используют метол косвенного оценивания, когда в качестве эталона сравнения используют должностную инструкцию. Сложность стираемые специалиста определяется в результате соотнесения фактически выполняемых им работ и работ, предусмотренных инструкцией. Однако работник может выполнять и работы, не относящиеся к его прямым обязанностям, причем их сложность бывает и выше и ниже.
Другой косвенный подход к оценке сложности труда - расчет отношение средней величины окладов работников подразделения, занятых аналогичными работами, к величине оклада конкретного специалиста (стоит сравнивать постоянную часть заработной платы работников, поскольку переменная часть зависит не только от факторов, связанных со сложностью труда или квалификацией).
Производительность труда специалистов характеризуется объемом работы за единицу отработанного времени.
Расчет показателя возможен в случаях, когда прямые результаты труда специалистов могут быть оценены в стоимостном выражении или если существуют нормативы затрат времени на выполнение единицы работы.
Если результаты труда специалистов характеризуются параметрами объекта, обслуживаемого или их количеством (имеются в виду, прежде всего, их количественные характеристики), для анализа можно использовать показатель напряженности труда, который представляет собой отношение фактического объема обслуживаемых объектов, к нормы обслуживания.
Оценивания качества труда специалистов предполагает наличие четких, количественно выраженных требований к ее результатам.