Объективность оценивания
Оценка персонала - это запланированная, формализованная характеристика трудовой деятельности занятых, эффективности работы персонала.
С оценкой персонала тесно связаны такие понятия производственной практики: мотивация, системы заработной платы и премирования, планирования карьеры, повышения квалификации, кадровое регулирование.
Содержание и методы оценки могут существенно различаться в зависимости от того, какие конкретные задачи решаются с его помощью.
Оценивание может проводиться:
• кандидатов при приеме их на работу;
• соответствия работников требованиям рабочего места, должности;
• эффективности труда с целью установления уровня оплаты и форм стимулирования;
• работников для формирования кадрового резерва, планирования карьеры, профессионально-квалификационного продвижения;
• профессиональных знаний и навыков работников с целью организации внутрифирменного обучения;
• профессиональных и лидерских качеств при подборе на руководящие должности;
• деловых качеств работников в случае необходимости изменения вида деятельности, профессии в связи с состоянием здоровья, переориентацией предприятия и высвобождением персонала.
• Существует три основные традиционные методы оценки персонала:
• оценки по деловым качествам на основе вариантов качеств, которые в наибольшей степени соответствуют личности оцениваемого (балльная или не бальная);
• оценки по результатам деятельности, в частности по степени выполнения установленных заданий с учетом их значимости;
• система тестовых методов оценивания.
• Практика управления персоналом свидетельствует о том, что оценка работников осуществляется успешно в руководителей и согласуются с сотрудниками. Оценка персонала должно проводиться систематически на основе одинаковых целей, правил, по одинаковым критериям и процедурам, через равные интервалы времени, а также сравнением результатов оценивания по возможности одинаковых уровней управления.
Критерии оценки персонала можно сгруппировать на:
• критерии оценки результатов работы: эффективность, профессиональное мастерство, соблюдение сроков; почасовой выработка; брак; использования рабочего времени; внимательность; технологическая дисциплина; ритмичность работы; частота ошибок; скорость распознавания ошибок и т.п.;
• критерии поведения на рабочем месте: использование рабочего времени; структура затрат времени на выполнение рабочего задания и культура рабочего места; трудовая дисциплина; добросовестность; личная инициатива; деловитость, готовность принимать самостоятельные решения, повышать квалификацию; загруженность работой; передачи профессиональных знаний, готовность помогать коллегам; бережное отношение к средствам производства.
Для персонала управления в зависимости от требований применяются другие критерии, чем для сотрудников. Критерии поведения и результатов труда: профессиональная квалификация, применение опыта и навыков, знаний, самостоятельность, инициатива, способность к анализу, поиск решений; надежность выполнения работы; целесообразность методов работы; выносливость, нагрузка и стабильность, ориентация на результат, сотрудничество.