Определение стоимости объекта оценки с использованием затратного подхода
Затратный подход
- совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.
Для определения рыночной стоимости объекта оценки в рамках затратного подхода, была определена его полная восстановительная стоимость, которая, впоследствии была уменьшена на величину износа.
Полная восстановительная стоимость объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий.
Таким образом, полная восстановительная стоимость является частным случаем стоимости воспроизводства, которая регламентируется Стандартами, при условии отсутствия у объекта оценки накопленного износа.
Полная стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату оценки, с применением современных материалов и технологий.
Таким образом, полная стоимость замещения является частным случаем стоимости замещения, которая регламентируется Стандартами, при условии отсутствия у объекта оценки накопленного износа.
В связи с тем, что на дату оценки товарные знаки активно создаются и регистрируются соответствующими организациями, в настоящем Отчете величина затрат на создание товарного знака определялась на основании полной стоимости восстановления (далее по тексту - ПВС).
Определение полной восстановительной стоимости товарного знака
Полная восстановительная стоимость товарного знака «МИРРА» была определена на основании данных о затратах на его создание. Ниже перечислен комплекс необходимых работ для создания и регистрации товарного знака:
Ø разработка товарного знака;
Ø регистрация товарного знака.
Разработка товарного знака
Отметим, что торговый знак, или брэнд, - своего рода визитная карточка товара. И от того, насколько удачным окажется название, во многом зависит объем продаж, а, в конечном счете, финансовый успех компании. Создание брэнда представляет собой процесс, который начинается с исследования рынка. Для более точного попадания в цель и достижения коммерческого успеха определяют целевую аудиторию, по которой будет готовиться точечный удар. Продукт или услуга должны получить уникальное имя, способное привлечь внимание к товару. По названию потребитель будет первоначально судить о качестве и привлекательности этого продукта или услуги, а в случае успешного знакомства безошибочно отыскивать его среди сотен тысяч других на полках магазинов и в прайс-листах компаний.
По результатам опроса организаций, занимающихся разработкой фирменного стиля и товарных знаков, Оценщик пришел к выводу, что стоимость данных услуг лежит в диапазоне от 6000 до 15000 руб. в зависимости от степени сложности (с учетом НДС). Разработка аналогичного товарного знака на дату оценки составляет 7000-9000 руб. Таким образом, в расчетах Оценщик принял затраты на разработку товарного знака в размере 8 000 руб. Ниже в таблице представлен перечень организаций Санкт-Петербурга, участвовавших в опросе.
Таблица 6.1. Перечень организаций, занимающихся разработкой товарных знаков и фирменного стиля
№ п/п |
Наименование организации |
Оказываемые услуги |
Адрес |
1 |
О3’ Рекламного бизнеса |
Рекламная деятельность, дизайн, разработка товарных знаков |
ул. Гончарная, 13, оф. 402 |
2 |
ЗА КИТ |
Наружная реклама, полиграфические услуги, разработка товарного знака |
Приморский пр., 6, оф. 1 |
3 |
АВАЛОН, рекламная группа |
Все виды дизайна, разработка товарного знака |
пер. Челиева, 7 |
4 |
Агентство Leo Vici |
Креативная реклама и маркетинг, разработка товарного знака |
ул. Седова, 37, оф. 222 |
5 |
ADVECON |
Разработка фирменного стиля, логотипа, товарного знака |
Шишмаревский д. 4 |
6 |
Артограф |
Дизайн-студия |
ул. Александра Невского, 12, 3-й эт. |
7 |
Бренд-Конструктор |
Корпоративный и медиадизайн |
ул. Чапаева, 5 |
8 |
Весь мир |
Агентство маркетинга и рекламы |
Ул. Есенина, 18, корп. 2., оф. 225 |
9 |
МЕГАС, дизайн-бюро |
Разработка фирменного стиля, рекламная продукция |
Ул. Курская, 28/32 |