Содержание труда служащих
Нормирование труда служащих - одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления предприятиями (организациями).
К категории «служащие» относят:
· руководителей различного ранга,
· специалистов с высшим и средним специальным образованием;
· технических исполнителей (делопроизводителей, архивариусов, секретарей, машинисток-стенографисток и др.), должности которых предусмотрены «Единой номенклатурой должностей служащих», утвержденной постановлением Госкомтруда (в настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития труда РФ) в 1986г.
Труд служащих характеризуется высокой степенью умственных затрат при решении задач.
Специфика труда служащих состоит в том, что они:
· «выполняют труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития»[13];
· непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства;
· обеспечивают рациональность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов;
· обладают особым предметом труда - информацией.
Все это говорит о том, что затраты их труда невозможно установить традиционными методами нормирования труда.
При нормировании труда служащих решаются в основном две взаимосвязанные задачи:
а) «определяется трудоемкость отдельных видов работ по управлению производством»[9];
б) устанавливается необходимая численность работников.
«Трудоемкость отдельных видов управленческих работ может использоваться для следующих целей:
а) решения вопросов разделения труда и использования работников по квалификации и должности;
б) обеспечение оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством;
в) анализ рациональности процессов труда и уровня его производительности и оценки результатов работы»[12].
Основными элементами процесса труда служащих являются управленческие операции.
Управленческие операции - это трудовые операции служащих, выделяемые по функционально-технологическим признакам и входящие в состав различных управленческих работ.
Первичными элементами операций являются:
· слушать;
· читать;
· наблюдать;
· говорить;
· писать;
· контактировать с управляющим устройством материального объекта;
· продумывание/мыслительная работа;
· анализ и синтез
Рис 1. Классификация управленческих операций по функционально-техническим признакам [6]
Организационно-административные операции относятся в основном к деятельности руководителей, хотя и затрагивает другие категории служащих - специалистов и технических исполнителей, а так же рабочих как объект, а так же как субъект управления. Организационно-административные операции делятся на:
· служебно-коммуникационные операции: операции, которые обеспечивают взаимосвязи работников в процессе выполнения должностных обязанностей (телефонные переговоры, прием посетителей, передвижение в пределах предприятия, служебные командировки и т.д.).
· распорядительные операции: операции по предоставлению в определенной форме принятых руководителем решений и доведение их до исполнителей в условиях коллективного труда (устные распоряжения, издание приказов, служебных заданий и других документов директивного и инструктивного характера).
· координационные операции: операции, выполняемые для взаимной увязки работы различных звеньев управления в целях обеспечения их согласованной деятельности по решению текущих и перспективных задач предприятия и его подразделений (проведение совещаний и заседаний).
· контрольно-оценочные операции: операции, которые позволяют осуществлять контроль исполнения приказов, решений совещаний, планов, заданий и поручений. Проверяются своевременность и качество исполнения возложенных на работника функций, работ, обязанностей (отчеты, справки).