Метода нормирования труда служащих
Методы нормирования труда служащих делятся на две группы: аналитически-расчетные (АРМ), аналитически-исследовательские (АИМ).
Рис.2. Методы нормирования труда служащих
Аналитически-расчетные методы основаны на использовании нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки.
Аналитические исследовательские методы предполагают непосредственное изучении затрат времени в анализируемом подразделении. Поскольку многие нормативы были разработаны более 10 лет назад («Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров» - 1991 год), они не могут адекватно соотноситься с сегодняшними реалиями. За 10 лет произошло много изменений, появились автоматизированные системы учета, новое оборудование, новые инструменты, новые машины. Однако, надо при знать, что в некоторых областях за последние десятилетие ничего не изменилось. Поэтому для определения нормативных показателей необходимо проводить аналитико-исследовательскую работу, так как достигнутый уровень организации труда выше, чем предусмотрено нормативами.
Нормирование труда служащих с использованием исследовательских методов может применяться для корректировки нормативной численности, рассчитанной по нормативам в случаях, когда организационно-технические условия выполнения работ иные, чем предусмотрено в нормативах. Проведение наблюдений непосредственно на рабочих местах служащих дает возможность учесть все специфические условия выполнения работы.
Прогрессивный уровень разрабатываемых нормативов численности служащих может быть достигнут корректировкой нормативной зависимости с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается как отношение суммы фактических значений численности служащих по анализируемой функции управления на передовых предприятиях SЧф к сумме нормативных значений SЧр на этих же предприятиях:
(1)
Аналитически-расчетные методы включает в себя расчет таких норм, как: норма времени, норма выработки, норма численности, норма управляемости, норма обслуживания, нормы соотношений. Именно эти нормы следует использовать для нормирования труда служащих.
Норма времени - затраты времени, необходимые для выполнения единицы работы одним работником или их группой в определенных организационно-технических условиях. Если в течение рабочего дня выполняется одна и та же работа, устанавливается норма выработки, которая является обратно-пропорциональной величиной от нормы времени.
Норма численности устанавливает количество работников в подразделении, необходимое для выполнения определенной функции управления или ее части в определенных организационно-технических условиях.
При нормировании труда служащих по нормативам времени рассчитывается трудоемкость выполнения работ.
(2)
где Т - суммарная трудоемкость всех закрепленных за подразделением (группой) работ, нормо-час;i - норма времени на единицу работы «i» вида, определяемая по нормативам, нормо-час;i - количество выполняемых или подлежащих выполнению работ «i» вида;- количество работ.
На основе трудоемкости определяется необходимая списочная численность служащих:
(3)
где Чс - среднесписочная численность служащих;
Квн - плановый коэффициент выполнения норм;
Фпол - полезный фонд времени одного работника, час;
К3 - оптимальный коэффициент загрузки служащих (определяется экспертным путем).
«Косвенное измерение затрат труда путем установления зависимости численности служащих от влияющих факторов является основой для методики разработки нормативов численности»[7].
На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях влияющих факторов по группе базовых предприятий методами математической статистики для данной группы предприятий рассчитываются нормативные формулы (зависимости) по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид: