Современные методы и технологии управления производственным процессом
На современном этапе широкое распространение получила информационная система управления - это система информационного обслуживания работников управленческих служб. Таким образом, она выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним:
· контроль за выполнением производственных заказов;
· контроль за состоянием производственных мощностей;
· контроль за технологической дисциплиной;
· ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты);
· оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов.
Современная автоматизированная система управления должна сочетать в себе максимально возможный комплекс функций для управления всеми бизнеспроцессами предприятия: управления маркетингом и продажами, управления снабжением, управление финансами, жизненный цикл изделия от конструкторских разработок до массового производства и сервисного обслуживания.
В системе должна быть реализована стратегия производства, ориентированного на потребителя, независимо от того, разрабатывает предприятие продукцию под заказ, производит на склад, ведет единичное, мелкосерийное или крупносерийное производство.
Система должна управлять производственным процессом и непрерывно контролировать его параметры на отклонение от допустимых значений, начиная со стадии планирования заказа на реализацию до отгрузки готовой продукции потребителю
Система должна реализовывать методику управления затратами и центрами затрат. Такая методика требует планирования себестоимости изделий, утверждения плановых нормативов и контроль отклонений фактических затрат от их нормативов для своевременного принятия мер. Учет затрат должен осуществляться по местам их возникновения и позволять управленческому персоналу вести анализ.
На основе производственного плана и нормативной себестоимости система должна рассчитать смету затрат на производство. Система должна обеспечить единство данных финансового и управленческого учета.
В современных условиях функционирования предприятия совершенно необходимо, чтобы данные, введенные в систему, были доступны сразу после регистрации хозяйственной операции всем, кто испытывает в них потребность: от учетчика в цеху до управляющего предприятием. Например, единство данных финансового и управленческого учета. Финансово-хозяйственные операции должны регистрироваться в системе сразу после их совершения. Это позволит осуществлять контроль за производством на уровне производственных смет.
Банк данных (БнД) комплекс, включающий специальные структуры организации информации, алгоритмы, специальные языки программные и технические средства, в совокупности обеспечивающие создание и эксплуатацию системы накопления информации поступающие от нескольких источников, ее обновление, корректировку и многоаспектное использование в интересах объектов управления и ЛИ, а также прямую связь с пользователем для получения ответом на произвольные, в том числе незапланированные, запросы в банк данных осуществляются хранение и поиск информации загрузи и обновление данных, их реорганизация и восстановление
База данных (БД) является хранилищем специально организованных и логически связанных информационных элементов Она состоит из самих данных и их описания. Между данными, находящимися в базе, поддерживаются установленные связи. База данных представляет собой информационную модель управляемого объекта. Она ориентирована на интегрированные требования и тем самым удовлетворяет информационные потребности любых пользователей.
Центральную роль в функционировании банка данных выполняет система управления базами данных (СУБД) (рис. 4). Эта систем удаляет, добавляет, заменяет старые записи данных на новые и представляет собой эффективный инструмент обработки данных.
Рисунок 4. Схема взаимосвязи элементов управления производством
Базы данных создаются в банке данных предприятия для решения на ЭВМ задач управления производством на межцеховом уровне. В каждом цехе при создании автоматизированной системы управления формируются соответствующие базы данных. Среди них:
• технологические процессы;
• кооперационно-трудовые нормативы;
• оснастка;
• ценник на материалы и полуфабрикаты;
• плановая информация о номенклатуре, количестве, сроках, трудоемкости и стоимости выпускаемых цехом деталей (изделий), календарно-плановые нормативы движения производства и др.;