Мотивация
Мотивация - вид управленческой деятельности, который обеспечивает процесс побуждения работников к деятельности, направленный на достижение собственных целей и целей организации.
Применение теорий мотиваций в ОАО «Каштан»
Название теории мотивации |
Краткое содержание |
Обоснование возможностей применения в организации |
Иерархия потребностей по Маслоу (1908-1970) |
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, отдыхе и т.п. 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. 3. Социальные потребности - это понятие, включающее чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности |
Потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Но эта теория не учитывает индивидуальные отличия людей. |
Теория потребностей М.Туган-Барановский |
· физиологические потребности; · половые; · симптоматические; · инстинкты; · альтруистические; · практические |
При применении этой теории наибольший результат принесет влияние на физиологические и практические потребности |
Двухфакторная теория Ф. Герцберга |
Гигиенические факторы: 1. Политика фирмы и администрации 2. Условия работы 3. Заработок 4. Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными 5. Степень непосредственного контроля над работой Мотивация: 1. Успех 2. Продвижение по службе 3. Признание и одобрение результатов работы 4. Высокая степень ответственности 5. Возможности творческого и делового роста |
Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Но один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы |
Теория “ХУ” Д. Макгрегор (1906-1964) |
Теория “Х”: · безопасность; · боязнь ответственности и т.д. Теория “У”: · нежелание работать; · самовыражение; · высокие цели. |
Необходимо работникам предоставлять больше свободы для проявления самостоятельности и творчества. Эту теорию необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. |
В процессе мотивации необходимо учитывать то, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.
Результаты расчета заработной платы в ОАО “Каштан”
Должностные лица |
Должностной оклад (тарифная ставка) |
Надбавки, доплаты |
Премии |
Величина месячной заработной платы, грн. | ||
Характер |
Величина, грн. |
Характер |
Величина, грн. | |||
Глава правления |
1500 |
Перевыполнение рабочего плана |
500 |
2000 | ||
Главный бухгалтер |
1010 |
Работа сверхнормы |
200 |
1210 | ||
Главный экономист |
1150 |
Работа сверхнормы |
300 |
1450 | ||
Главный агроном |
1200 |
Работа в выходные дни |
100 |
1300 |