Механизм формирования мотивации госслужащих к добросовестному и честному служению
упорядочение. Доверие (и недоверие) выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности, фиксируя определенное отношение человека к окружающему миру, в ценностных категориях выражая предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных сообществ, групп и личностей.
редукция. Доверие кристаллизирует и закрепляет те критерии социально признанного (данным субъектом), на основе которых развертываются конкретные и специализированные системы сознания и целенаправленные действия.
организация. Доверие закрепляет в общественном сознании и культуре определенные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. В сфере государственной службы доверие скрепляет отношения между субъектами власти, а также между чиновниками и населением.
оптимизация отношений и деятельности. В результате отсутствия доверия снижается совокупный потенциал, созидательные возможности социальных систем, ослабляется или становится невозможным взаимодействие субъектов государственной власти.
репродуцирование. Утвержденное доверие, практика строительства основанных на нем отношений между субъектами "здесь и сейчас" закладывает рамки деятельности их преемников и последователей в будущем.
Формой выражения требований профессиональной морали государственных служащих в таких условиях должно также являться общественное мнение в самой профессиональной группе, и узаконенные нормы поведения, объединенные в профессиональный нравственный кодекс.
Можно выделить ряд методов, влияющих и определяющих должное поведение государственных служащих.
Среди них методы, предусматривающие:
разработку и утверждение правил поведения, этических норм, обязательных для соблюдения государственными служащими;
создание этических комиссий, задачами которых являются оценка деятельности и поступков госслужащих, их поощрение и порицание, развитие у работников потребности работать в соответствии с выработанными этическими принципами, что в свою очередь ведет к созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Среди практических методов отбора персонала используются:
экзамены, собеседование, тестирование, анкетирование, групповая дискуссия;
получение согласия работника на прохождение этической учебы в процессе работы в данной организации;
такие методы, как предварительное изучение личных дел служащих, результатов их профессиональной деятельности, характеристик.
При прохождении государственной службы учитываются:
уровень этической грамотности госслужащих;
отзывы коллег и руководителя о личностных характеристиках, которые должны влиять на оценку его профессионального соответствия той или иной должности и на систему вознаграждения, которая должна зависеть от наличия или отсутствия этических нарушений со стороны работника.
Так же, как метод управления, может выступать присяга, которая дается в момент заступления в должность государственной службы и является одним из условий пребывания в ней. Сегодня институт присяги действует во многих странах, в России же присяга произносится при поступлении на военную службу и службу, связанную с правоохранительной деятельностью.