Организационное обеспечение аналитической работы
Штаб на основе результатов исследований, прогноза, а также комплексного анализа самостоятельно (при необходимости совместно с другими подразделениями) готовит:
Для начальника ОВД:
информационно-аналитические и справочные материалы по вопросам, выносимым на обсуждение коллегии и оперативных совещаний;
тезисы докладов и выступлений начальника ОВД;
оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории по итогам работы ОВД ежеквартально, а при необходимости с меньшей периодичностью; данные об основных результатах работы подразделений соответствующего аппарата и нижестоящих ОВД;
проблемные записки и иные информационно-аналитические и оперативно-справочные документы;
согласованные с заинтересованными подразделениями предложения о повышении эффективности профилактической, оперативно-служебной и управленческой деятельности ОВД;
проекты директивных документов с постановкой задач на предстоящий год, ежегодного отчета перед населением.
Для направления в соответствующие инстанции:
информацию о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории, проявившихся либо возможных негативных тенденциях в оперативной обстановке, принимаемых ОВД и необходимых дополнительных мерах реагирования на осложнение криминальной ситуации;
предложения по профилактике правонарушений и укреплению правопорядка на обслуживаемой территории.
Организация аналитической работы в органах внутренних дел предполагает, прежде всего, создание соответствующего информационного фонда для осуществления этой работы. В первую очередь, эта работа состоит в определении видов и объемов необходимой информации, которая должна накапливаться в органах внутренних дел и его службах для решения текущих задач. Весь концентрируемый массив информации, подлежащий анализу, подразделяется на группы, соответствующие блокам сведений, подлежащим исследованию при комплексном и текущем анализе оперативной обстановки.
Для осуществления программированного сбора сведений по данным блокам разрабатывают формализованные носители информации, обеспечивающие ее текущее накопление по мере поступления в орган, а также соответствующую систематизацию и обработку.
Важную роль при анализе социальной информации играют статистические методы, раскрывающие закономерности диалектического единства необходимого и случайного.
Статистические методы используются для определения количественных параметров всех изучаемых при анализе оперативной обстановки явлений. Кроме этого, при анализе социальной информации все шире используются методы экстрополяции, факторного и корреляционного анализа, линейного и динамического программирования и пр.
Основными методами сбора социальной информации для осуществления аналитической работы являются:
· изучение документов - включающие в себя подбор и анализ литературы по тематике исследования, изучение нормативных актов, отчетной документации, писем, жалоб и заявлений граждан и пр. В последнее время для более углубленного изучения документов применяется так называемый контентанализ;
· опрос - используемый, в основном, для проведения частного анализа. Его разновидностями являются анкетирование и интервьюирование;
· наблюдение (стороннее и включенное) широко используется при изучении оперативной обстановки, при обобщении положительного опыта и решения других задач.
Все вышеуказанные методы сбора социальной информации для осуществления аналитической работы, осуществляется, как правило, выборочно. Поэтому основная задача исследователя в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить их репрезантивность (представительность), которые определяются по специальным разработанным статистикой формулам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работе необходимо заметить, что в связи с возрастанием циркулирующих в системе органов внутренних дел объемов и видов разнообразной управленческой информации, а также в связи с большим количеством решаемых органами внутренних дел комплексных задач по борьбе с правонарушениями, целесообразным является также решение вопроса о так называемом распарралировании функций, то есть создании в службах МВД, ГУВД, УВД и горрайорганах в целом специальных информационно-аналитических групп, на которые были бы возложены функции по сбору, обобщению и анализу входящей информации, ведению информационного фонда службы или органа (ИЦ собирает далеко не всю информацию, циркулирующую в органах внутренних дел). Это позволит в значительной степени освободить инспекторский состав оперуполномоченных от излишней документации, обеспечить более квалифицированную обработку, хранение и выдачу информации, однократность сбора первичной информации, а также полифункциональность и многократность ее использования.