Методы и цели управленческого консультирования
Сущность методов и процессов управленческого консультирования является нематериальным, неосязаемым продуктом профессиональной деятельности, предоставляющим своему потребителю (заказчику) определенный объем информации. Именно эти данные, представляющие собой интеллектуальную ценность, помогают руководителям сориентироваться в своем сегменте отечественного и мирового рынка.
Цели управленческого консультирования заключаются в квалифицированной помощи реформирования структуры компании или предприятия, исправлении недостатков, либо подготовке ее к реализации новых, более масштабных задач. Полная и, порой, неожиданная для руководителя информация, полученная от консалтинговых компаний, позволяет сформировать полную картину ситуации, определить причины рецессии или застоя, правильно сформировать цели и задачи преобразований.
Независимо от видов управленческого консультирования, касается ли оно управления финансами или направлено на работу с персоналом, главным является формирование четких, максимально полных ответов на вопросы руководителя с учетом сферы деятельности производственно-коммерческой компании.
Как правило, в консалтинговые организации обращаются в случае, если возникают проблемы при интенсивном росте или, наоборот, стагнации организации, смене рынка. Все это может отражаться не только на финансовом положении организации, но и на психологическом состоянии управленческих кадров, особенно, если дело касается сокращения персонала. В такие периоды владельцам компании и её руководителям необходим специалист, который мог бы, оставаясь не заинтересованным лицом (что особенно важно для объективной оценки ситуации), непредвзято оценить текущее состояние компании и указать на причины кризиса.
Деятельность по управленческому консультированию имеет следующие характерные признаки:
· активное участие первых лиц организации;
· применение коллективного поиска решений тупиковых задач;
· использование методики системного мышления;
· проведение глубокой диагностики;
· обучение персонала;
· использование всего арсенала активных методов обучения;
· многовариантность вырабатываемых решений и их оптимизация;
· учет эмоционально-психологической среды в процессе проведения управленческого консультирования. (Алешникова В. И. Учебник. Использование услуг профессиональных консультантов. - М. 1999 г.)
Если идеи исходят не от сотрудников данной организации, у них мало шансов быть реализованными. Поэтому консультант консалтинговой организации наиболее эффективно работает в том случае, если ему удается стать на предприятии "воодушевляющим началом", помочь работникам фирмы самим четко сформулировать все стоящие перед ними вопросы и предложить им методы наиболее рационального самостоятельного поиска ответов. Этот путь также часто используется, в некоторых случаях анализ результатов говорит о том, что данный способ оказания консалтинговых услуг значительно эффективнее, нежели простой сбор, анализ и изложение информации консультантом.