• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Характеристика и взаимосвязь основных теорий мотивации

В современных исследованиях выделяются теории содержания мотивации (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория FRG К. Альдерфера, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга и др.) и процессуальные теории мотивации (теории ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, теория подкрепления Б.Ф. Скиннера, теория справедливости Портера-Лоулера (авторы теории - Л. Портер и Э. Лоулер), модель выбора риска Д. Аткинсона, теория «Икс» и «Игрек» Д. Макгрегора и др.).

Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. Один из первых исследователей мотивации Ч. Барнард, рассматривая множественность возможных видов удовлетворения человека в организации, выделил конкретные побуждения: материальные, личные нематериальные для отличия престижа и власти, духовные. Но он не создал теории мотивации. Исследователи в 1950-1960-х гг. выделили основные потребности, содержание и. соотношение которых представлено на рис. 1. При этом А. Маслоу и К. Альдерфером выдвинуты теории иерархии потребностей. По Маслоу, потребности, находящиеся на нижнем уровне, требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх. Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз; движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз - фрустрацией - процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность [44, с. 64-65].

У Мак-Клелланда потребности не расположены иерархически и не исключают друг друга. Он рассматривает потребности к приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения, а влияние этих потребностей на поведение человека во многом зависит от их взаимовлияния.

Теория А.Маслоу

 

Теория А.Альдерфера

Теория Ф.Герцберга

Теория Д.МакКлелланда

Потребность самовыражения

Потребности роста

Мотивирующие факторы:

Потребность движения

достижение

Потребность:

признание

Потребность властвования

самоутверждения

процесс работы

признания

ответственность

Потребности связи

продвижение

Потребность принадлежности и причастности

Поддерживающие факторы:

Потребность соучастия

Потребность безопасности:

политика и управления

коллективной

техническое руководство

индивидуальной

оплата труда

Потребности существования

взаимоотношения с руководством

Физиологические потребности

условия работы

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню