Прогнозирование и планирование
Планирование как функция управления - это процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой.
Содержание планирования включает:
· обоснование миссии и выработку целей организации; конкретизацию целей для структурных подразделений организации на плановый период;
· постановку конкретных задач, которые необходимо решить для достижения целей;
· обоснование критериев достижения системы целей, решения поставленных задач, системы ограничений: экономических, социальных, правовых, экологических;
· определение последовательности, сроков и способов решения задач;
· обоснование потребности в ресурсах - трудовых, материальных, финансовых, информационных. [10]
Планирование является сложной системой, включающей ряд элементов, которые могут быть сгруппированы по ряду критериев.
1. В зависимости от длительности планового периода различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
2. По значимости и масштабности последствий различают стратегическое и тактическое (текущее) планирование.
. В зависимости от объекта различают планирование основных функциональных сфер организации - производства, финансов, НИОКР, маркетинга либо вспомогательных сфер.
. В зависимости от уровня в организационной структуре различают планирование на уровне организации в целом и на уровне ее отделений, филиалов, подразделений.
Результатом планирования является разработка системы планов организации. Такая система включает стратегические, тактические и оперативные планы, планы организации в целом, ее основных подразделений и функциональных сфер и т.д. Ключевую роль в данной системе играют стратегические планы организации в целом.
Основные требования к стратегическому планированию включают обеспечение: сохранения целостности организации, ее выживания и стабильного развития в перспективе; гибкости организации; возможности адекватной реакции на воздействие внешней среды; адаптации к изменениям; учета и использования сильных сторон организации; привлекательного имиджа, образа организации для ее работников, партнеров и потребителей.
Возрастание значения планирования, особенно стратегического, для современных организаций обусловлено в первую очередь:
· растущим уровнем обобществления производства, его интернационализацией и монополизацией;
· усилением воздействия на производство научно-технического прогресса и социализацией экономики;
· усложнением структуры организаций, их диверсификацией;
· осознанием значимости экономических социальных, экологических ограничений;
· обострением конкурентной борьбы, в первую очередь между крупнейшими транснациональными корпорациями;
· усилением регулирующего воздействия на деятельность организаций государства, международных организаций.
Стратегическое планирование отвечает на вопрос, что должна делать организация в настоящем , чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с внешней средой в будущем
Основными стадиями планирования являются:
· определение задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей;
· разработка конкретных мероприятий, осуществление которых позволит решить поставленные задачи;
· установление значимых, существенных взаимосвязей между основными видами деятельности организации. На этой основе осуществляется составление календарного плана работы;
· уточнение ролей и взаимоотношений между основными исполнителями, а также делегирование полномочий, необходимых для выполнения конкретных мероприятий;
· оценка затрат ресурсов (финансовых, трудовых, материальных), необходимых для выполнения намеченных мероприятий. Распределение ресурсов и составление бюджетов до начала операции;
· уточнение сроков выполнения отдельных этапов работы; возможная корректировка разработанных планов для обеспечения их максимальной реалистичности. [2]