Схема организационной структуры по Г. Минцбергу
Генри Минцберг - известный канадский социолог и исследователь. В свое время, он предпринял попытку описать базисные части организации - ее основные функциональные области. Рассмотрим их подробнее (рис. 1).
Рис.1. Вид организационной структуры (по Г. Минцбергу).
Операционное ядро.
Основа любой организации люди, на плечи которых ложиться основная деятельность по производству продукции или предоставлению услуг - операторы. Как раз они и образуют операционное ядро организации.
Стратегический апекс.
В любой организации, даже самой простой, должен быть, по крайней мере, хотя бы один менеджер, который занимает позицию, занимаемую стратегическим апексом, то есть такое положение, которое позволяет ему удерживать в поле зрения всю систему в целом.
Срединная линия.
По мере роста организации число менеджеров возрастает, причем не только тех, которые управляют операторами, но и тех, которые управляют менеджерами. Возникает некоторая срединная линия или иерархия властных полномочий от операционного ядра до стратегического апекса; как уже говорилось выше (в п. 2.6), данная срединная линия может иметь одну-две и даже более ступеней.
Техноструктура.
По мере усложнения организации возникает необходимость в появлении еще одной группы сотрудников - аналитиков. Они также выполняют административные обязанности - планируют и официальным образом контролируют работу других сотрудников, но данные полномочия носят штабной характер. Наряду с властной иерархией аналитики образуют организационную техноструктуру.
Вспомогательный персонал.
В большинстве организаций обычно имеются штатные организационные единицы, в обязанности которых входит оказание различных внутренних услуг - от обеспечения работы кафе или столовой внутри организации или почтового отделения, курьерской службы до юридических консультаций и связей с общественностью. Сотрудники подобных организационных единиц и являются вспомогательным персоналом.
Идеология.
Каждая активно действующая организация имеет в своем составе еще одну составную часть - сильную «культуру». Иначе говоря, идеологию. Она задает направление формирования традиций и убеждений предприятия, которые отличают ее ото всех остальных, придают ей жизненную силу, наращивают «плоть» на «скелет» структуры.
Вышеописанные базисные части организации постоянно взаимодействуют между собой. Все работники организации группами или поодиночке борются за власть или выгодное для них распределение наиболее ценных ресурсов. В ходе этой борьбы, не обязательно открытой и конфликтной, но существующей всегда в некоторой латентной форме, в организации складываются коалиции. На предприятие неизбежно действуют и внешние силы. Они также вступают в борьбу за власть. Этими силами могут быть и поставщики, и клиенты компании, и профсоюзы, и властные органы, и даже Гринпис.
Г. Минцберг описывает модель шести базисных частей организации следующим образом: «Мы имеем небольшой апекс, соединенный расширяющееся к низу срединной линией с плоскостью операционного ядра, образующего основу всей конструкции. Мы изобразили эти три части в виде непрерывного образования для того, чтобы показать, что обычно они объединены единой цепочкой формальных властных полномочий. Техноструктура и вспомогательный персонал изображены по обе стороны от основного «ствола», что подчеркивает их косвенную связь с основной линией власти и опосредованное влияние на операционное ядро.» По его мнению идеология как ореол окружает систему в целом.