Сущность понятий мотивация, мотивационное ядро, стимулирование
К понятию мотивации персонала в современной управленческой теории сформировалось два подхода:
согласно первого подхода, мотивация
представляет собой совокупность действий руководителя, побуждающих людей делать то, что он считает необходимым;
согласно второго подхода, мотивация
представляет собой установление взаимоотношений между членами коллектива, побуждающие их выполнять необходимую, с точки зрения руководителя работу[1,с.72].
Основные категории мотивации: потребности и вознаграждение.
Как известно, люди испытывают потребность в том случае, когда ощущают физиологический или психологический недостаток в чем-либо.
Потребности- это то, что возникает и находится внутри человека и требует удовлетворения. Это то, что есть у каждого, общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Данная схема представлена на рисунке 1.1[15,c.83].
Рисунок 1.1 - Процесс мотивации поведения через потребности
Вознаграждение- это всё то, что человек считает для себя ценным.
Известны два вида вознаграждений: внутренний и внешний.
Первый- обусловлен самой работой. Если она удовлетворяет работника, то вознаграждение воплощается у него в чувстве достижения определенных результатов, значимости выполненной работы и самоуважения.
Второй - представлен тем, чем организация оценивает труд работника, а именно: заработной платой, продвижением по службе, моральными и материальными поощрениями. Рациональное сочетание внутреннего и внешнего вознаграждения является эффективным рычагом повышения мотивации труда[5,с.101].
Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т. е. психологические причины, побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение
Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.
Таким образом, под мотивом понимается состояние предположенности, готовности и склонности действовать определенным образом.
Рисунок 1.2 - Трудовая мотивация
В структуру мотива входят (см. рисунок 1.2):
· потребность, которую хочет удовлетворить работник;
· благо (вознаграждение), способное удовлетворить эту потребность;
· действие, необходимое для получения блага.
Мотивы человека достаточно подвижны и разнообразны, но его поведение определяют, в основном, лишь некоторые, наиболее значимые из них, совокупность которых называется мотивационным ядром.
В мотивационное ядро, обычно определяющее трудовое поведение входят:
- мотивы обеспечения
, которые связаны с совокупностью материальных средств, необходимых для обеспечения благополучия работника и его семьи; эти мотивы отражаются в материальной заинтересованности работника, в его ориентации на заработок;
- мотивы призвания
, которые состоят в стремлении работников реализовать свои потенциальные возможности в процессе трудовой деятельности;
- мотивы престижа
, которые выражаются в стремлении работников реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности[2,с.132].
Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие желательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий.
Процесс мотивации работника может быть представлен в виде схемы (рисунок 1.3).
Особое место в этом процессе занимает мотив, который, с одной стороны, является связующим звеном между потребностями человека и его поведением, а, с другой стороны, является его внутренним побудителем к действию.
Работник
Рисунок 1.3 - Процесс мотивации
При этом в специальной литературе по вопросам управления персоналом и мотивации трудовой деятельности разделяются понятия мотивации и стимулирования.
Под мотивацией трудовой деятельности будем понимать совокупность движущих сил, побуждающих человека к труду. Стимулирование принципиально отличается от мотивации (мотивирования) труда. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.