Лидерство и лидерское поведение
Как при определении понятия «власть», так и при определении понятия «лидерство» существуют некоторые трудности.
Мескон М. дает следующее определение лидерства: лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Можно сказать, что лидерство - это феномен власти. Причем, лидерство подразумевает продолжительное, а не случайное использование власти, т.е. предполагается, что власть лидера осуществляется в хорошо организованных группах и у лидера имеются последователи.
В лидерских отношениях последователи признают лидера составной частью группы тогда, когда он доказал свою ценность для данной группы. Ценность лидера для группы может выражаться через его профессиональную компетентность, знания или личную привлекательность, построенную на харизматической власти. Эффективное лидерство строится на четырех основных элементах, отраженных на нижеследующем рисунке.
Рис. 1 Черты эффективного лидерства
Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что будет достигнуто благодаря комбинации усилий его и последователей. При эффективном лидерстве целью является то, что последователи могут иметь, а при неэффективном то, что последователи хотят иметь.
Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ и постоянное самообучение, т.к. только благодаря развитию своих сильных сторон и корректировке слабых, лидер способен достичь поставленных целей.
В советской социальной психологии понятия лидерства и руководства определялись иначе. Различия между этими двумя понятиями отражены в работе Парыгина Б.Д. По его мнению, лидер регулирует межличностные отношения в группе, руководитель - официальные отношения группы.
Сейчас процессы лидерства и руководства изучаются во взаимосвязи и во взаимовлиянии.
Современный российский исследователь Виханский О.С. проводит следующее различие между руководителем (менеджером) и лидером.
Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Свое взаимодействие с подчиненными он строит преимущественно на фактах и в пределах установленных целей.
Лидер же воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новым условиям. Сравнительный анализ представлен в таблице 1 [6, с. 464].
Таблица 1 Отличие менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План - основа действий |
Видение - основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Основываясь на изученном материале, для дальнейшего исследования за основу принимаются следующие определения.
Власть - это способность индивида оказывать определяющее воздействие на поведение других индивидов с целью достижения необходимого результата.
Лидерство - это наличие потенциала власти, который реализуется в определенном окружении при наступлении конкретных специфических обстоятельств.