Основные направления совершенствования мотивационных механизмов на предприятии АО "ЗЭТО"
Заключение
Изучение мотивационных механизмов стимулирования труда работников предприятия АО "ЗЭТО" позволило нам ознакомиться с системой мотивации и стимулирования их труда, выявить сущность, изучить структуру, виды и направления стимулирования труда. В процессе изучения было выявлено, что мотивация труда - это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
Изучение мотивационных механизмов управления на предприятии АО "ЗЭТО" в условиях рыночной экономики показало, что путь к эффективному управлению проходит через понимание мотивов работника к трудовой деятельности, в основе которых лежит заработная плата, как один из эффективных материальных методов стимулирования и повышения эффективности труда и производства в целом. Тем не менее, величина заработной платы, как основная форма материального стимулирования, зависит от конечных результатов деятельности предприятия.
Анализ технико-экономических показателей деятельности АО "ЗЭТО" за 2006-2008 гг. позволяет положительно оценить работу предприятия за анализируемый период. По итогам работы за указанный отчетный период предприятие получает прибыль, а деятельность рентабельна, что свидетельствует об эффективном управлении персоналом. Однако с каждым годом отмечается снижение прибыли от осуществляемой деятельности. Прибыль от реализации продукции в 2008 году составила 513 тыс. леев, что на 538,3 тыс. лей меньше аналогичного показателя за 2006 год, т.е. на 51,21% и на 319,5 тыс. лей меньше по сравнению с 2007 годом, т.е. меньше на 38,4%.
Анализ использования мотивационных механизмов управления на предприятии АО "ЗЭТО" не соответствует должному уровню мотивации сотрудников. Таким образом, вышесказанное способствует снижению заинтересованности сотрудников в конечных результатах деятельности и ведет к снижению уровня трудоспособности, текучести кадров на предприятии. Коэффициент текучести к 2008 году составил 15 %.
Предложенные мероприятия по повышению качества трудовой жизни, компьютеризации производственно-технологических процессов позволят повысить уровень заинтересованности сотрудников, а также повысить уровень производительности труда в среднем на 20 %.
Следствием внедрения мероприятий по повышению уровня мотивации сотрудников является, как правило, увеличение ожидаемой прибыли. Увеличение денежных средств является предпосылкой повышения размера оплаты труда. Установление окладов на достаточно высоком уровне, позволит привлечь, при необходимости, наиболее компетентных и энергичных работников, отличающихся высокой культурой и профессионализмом. При этом важно отметить, что уровень окладов не должен превышать уровень оплаты, который управленческий персонал мог бы получить с учетом различных доплат, надбавок, премий и других выплат.
Осуществление планирования карьеры управленческих работников и непосредственно рабочих, за счет предоставления возможности получить второе образование и повысить квалификацию с использованием средств предприятия, является неотъемлемой составляющей нематериальных методов стимулирования. Кроме того, необходимо постоянно совершенствовать нематериальные льготы и привилегии работникам, заключающиеся в предоставлении права: на скользящий, гибкий график работы; на получение отгулов; на увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе; на сокращение рабочего дня и более раннего выхода на пенсию и другие.
Применение материальных и нематериальных мотивационных механизмов на предприятии АО "ЗЭТО", позволит повысить уровень рентабельности и прибыли, способствовать созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а также повышению уровня благосостояния сотрудников.
Приложения
Приложение 1
Производственная структура предприятия АО "ЗЭТО"
Приложение 2
Характеристика технико-экономических показателей деятельности предприятия АО "ЗЭТО" за период 2006 - 2008 года.
№ п\п |
Показатели |
Данные по годам |
Отклонение 2008 г. по сравнению с, (+ - ) |
Отношение 2008 г. к, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | ||
1 |
Объем продукции в действующих оптовых ценах предприятия, тыс. леев |
2155 |
1771,3 |
1167,2 |
-987,8 |
-604,1 |
54,16 |
65,89 |
2 |
Объем продукции в сопоставимых ценах предприятия, тыс. леев |
2115,1 |
1928 |
874,3 |
-1240,8 |
-1053,7 |
41,33 |
45,34 |
3 |
Среднегодовая стоимость ОПФ предприятия, тыс. леев |
11351,8 |
11119 |
11119 |
-232,8 |
- |
97,9 |
100 |
4 |
Годовая производственная мощность предприятия, тыс. тонн |
4000 |
4000 |
4000 |
- |
- |
100 |
100 |
5 |
Объем произведенной продукции, тыс. тонн |
3200 |
3100 |
2900 |
-300 |
-200 |
90,62 |
93,54 |
6 |
Производственная площадь предприятия, м2 |
221 |
221 |
221 |
- |
- |
100 |
100 |
7 |
Численность работников предприятия, чел |
78 |
65 |
60 |
-18 |
-5 |
76,92 |
92,3 |
8 |
Фонд заработной платы, тыс. леев |
914,2 |
738,6 |
722,1 |
-192,1 |
-16,5 |
78,98 |
97,7 |
9 |
Себестоимость произведенной продукции, тыс. леев |
1103,7 |
938,8 |
654,2 |
-449,5 |
-284,6 |
59,27 |
69,68 |
10 |
Материальные затраты, тыс. леев |
330,4 |
534,3 |
869,5 |
+539,1 |
+335,2 |
263 |
162,7 |
11 |
Фондоотдача на 1 лей ОПФ, лей/лей |
0,189 |
0,1593 |
0,1049 |
-0,084 |
-0,054 |
55,5 |
65,8 |
12 |
Фондоемкость, лей/лей |
5,26 |
6,277 |
9,526 |
+4,266 |
+3,249 |
181,1 |
151,7 |
13 |
Коэффициент использования производств. мощности, % |
80 |
77,5 |
72,5 |
-7,5 |
-5 |
90,62 |
93,5 |
14 |
Фондовооруженность труда, тыс. леев |
145,53 |
171,06 |
185,31 |
+39,78 |
+14,25 |
127,33 |
108,33 |
15 |
Материалоотдача, лей/лей |
6,52 |
3,315 |
1,342 |
-5,178 |
-1,973 |
20,58 |
40,48 |
16 |
Материалоемкость, лей/лей |
0,153 |
0,3016 |
0,7449 |
+0,5919 |
+0,4433 |
486,8 |
246,98 |
17 |
Производительность труда одного работника, лей |
27,62 |
27,25 |
19,45 |
-8,17 |
-7,8 |
70,41 |
71,37 |
18 |
Среднегодовая заработная плата на 1 работника, тыс. лей |
11,72 |
11,36 |
12,035 |
+0,315 |
+0,675 |
102,68 |
105,94 |
19 |
Выпуск продукции на 1 м2 производственной площади, леев |
9,751 |
8,01 |
5,281 |
-4,47 |
-2,729 |
54,1 |
65,9 |
20 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. леев |
1051,3 |
832,5 |
513 |
-538 |
-319,5 |
48,79 |
61,6 |
21 |
Прибыль предприятия, тыс. леев |
-221,4 |
729,4 |
159,5 |
+380,9 |
-569,9 |
- |
21,86 |
22 |
Рентабельность продукции, % |
95,25 |
88,67 |
78,41 |
-16,84 |
-10,26 |
82,32 |
88,42 |
23 |
Общая рентабельность предприятия, % |
- |
7,16 |
1,65 |
- |
-5,51 |
- |
23,04 |