Тестирование
- психометрические (психологические), необходимость которых - в выявлении отдельных качеств испытуемого и его способности действовать в экстремальных ситуациях (связанных, например; с нехваткой времени).
Представляя работающего индивида в виде двух характерологических компонентов - его способностей (возможностей) и личностных качеств, Г. Шанц классифицирует психологические тесты и представляет их, как двухэлементную систему, включая в нее
- тесты способностей, подразделив их на:
- тесты производительности
интеллектуальные тесты;
- личностные тесты.
Придерживаясь той же точки зрения о значимости способностей и личных качеств испытуемого как важных факторов успешной производственной деятельности и социальной коммуникации в коллективе, Р. Штейнбух и К. Олферт сформировали более детализированную классификацию, подразделив каждый из первоначально отобранных элементов на четыре субгруппы.
Тесты способностей, с помощью которых исследуются общие способности к успешному и производительному труду, интеллектуальные способности, специфические дарования и специфические трудовые способности, показаны в Таблице 1.1
Таблица 1.1 - Виды тестов на способности
Категория тестов |
Назначение |
Общие тесты производительности |
Исследование духовных признаков работоспособности кандидата, опираясь, например, на его способность концентрировать внимание и др |
Тесты на интеллект |
Исследуются общий интеллект при ссылке на общие умственные и мыслительные способности кандидата, или специфический интеллект, например, владение языком, ловкость в счете, мыслительные способности, комбинационные способности, пространственное воображение |
Специальные тесты дарований |
Используются для установления, например, технических дарований, беглости (ловкости) пальцев и сноровки |
Специальные тесты производительности |
Используются для определения поведения в экспериментальной производственной ситуации, например, через проверку сенсорных или моторных функций |
Личностные тесты прежде всего предназначены для установления интересов, склонностей, внутренних установок, социальной манеры поведения, свойств характера:
тесты интересов;
тесты на истолкование форм;
· тематические тесты;
· цветовые тесты[27].
Оперируя в принципе теми же понятиями, но обозначив основные характеристики трудящегося индивида через работоспособность (производительность) - личность - интеллект, Бертхель разработал трехэлементную классификацию психологических тестов, в которую вошли:
· общие тесты производительности, направленные на фиксацию у испытуемого сугубо профессиональных притязаний, связанных с требованиями рабочего места;
· личностные тесты, цель которых охватить и сделать сравнимыми характерологические портреты кандидатов, выявив их интересы, установки и восприятия;
· тесты на интеллект[20].
Классификация тестов по Линерту, являясь одной из широко распространенных, также трехэлементная с детализированным разложением каждой из групп на однородные субгруппы:
- Интеллектуальные тесты:
· общие интеллектуальные тесты;
· специальные тесты мыслительных способностей и дарований.