Внутрифирменное ценообразование УП «БелМедТехника»
Производственно-торговое республиканское унитарное предприятие «БелМедТехника» при осуществлении перераспределения товаров между филиалами использует внутрифирменные цены. УП «БелМедТехника» имеет децентрализованную структуру. Каждый филиал имеет юридическую самостоятельность и может заключать договора с поставщиками и другими филиалами. При этом головной офис, находящийся в г.Минске осуществляет контроль за их деятельностью, посредством внесения изменений и утверждения их бизнес-планов.
Основой механизма ценообразования является методология механизма ценообразования. В УП «БелМедТехника» методологии механизма ценообразования присущи такие признаки как: разработка на долгосрочную перспективу, единственно для всех уровней цен. Разработка на долгосрочную перспективу выражается в составлении бизнес-плана на три года. При этом ежегодно осуществляется анализ результатов деятельности филиалов для выявления возможных недостатков и недочетов в бизнес-плане и при выявлении осуществляется их устранение. Также ежегодно вносятся дополнения и изменения в бизнес-план, вызванные изменением состояния внешней среды, а именно изменение цен поставщиков, потребностей покупателей, законодательства, экономического и политического состояния государства.
Методология механизма ценообразования включает в себя политику цен и стратегию ценообразования. Политика цен УП «БелМедТехника» гласит, что внутрифирменное ценообразование должно взаимодействовать с ценообразованием на товары, предназначенные для реализации на внешнем рынке. А именно способствовать низкому уровню установления цен на эти товары, путем минимизации затрат каждого филиала на их поставку. При этом стратегическим аспектом ценовой политики является утверждение бизнес-планов, которые направлены на создание товаропроизводящей сети филиалов и на поддержание конкурентоспособности товаров. Тактические аспекты ценовой политики включают в себя заключение краткосрочных договоров между филиалами на поставку различных товаров.
Главной задачей внутрифирменного ценообразования является учесть интересы всех филиалов. Поэтому стратегии и тактики внутрифирменного ценообразования в УП «БелМедТехника» заключаются в том, чтобы цены были установлены на уровне приносящем прибыль сразу двум филиалам: продающему и покупающему продукцию. В УП «БелМедТехника» для реализации стратегии используются различные способы изменения цен на товары, в том числе возможен взаимный обмен товаров, предоставление товара себе в убыток в текущем периоде с ориентацией получения в следующем периоде товаров по себестоимости или с минимальной наценкой, предоставление всевозможных скидок и уступок.
УП «БелМедТехника» использует затратный метод при формировании внутрифирменных цен, т.е. на уровне всех затрат связанных с получением товара. Также на предприятии реализуются все важнейшие принципы ценообразования. Принцип обоснованности заключается в том, что на предприятии постоянно осуществляется анализ рыночных факторов и экономических законов развития экономики, для принятия управленческих решений. Принцип единства проявляется в том, что на предприятии используется единая политика ценообразования. Также на предприятии осуществляются принципы целостности, контроля и непрерывности.