Понятие и сущность мотивации, основные мотивационные теории
Теория мотивации К. Альдерфера. Эта теория является несколько переработанной иерархией потребностей Маслоу. Он предложил выделить три основные группы потребностей:
) экзистенциальные (existance);
) социальные (relatedness);
) развитая (growth) [14, c. 197].
В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость строга последовательного удовлетворения потребностей. ERG-теория имеет очень важное фрустрационно-регрессивное изменение; если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более частому и полному удовлетворению низлежащей потребности, то есть блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить. Кроме того, эта теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников. На приоритетность той или иной группы потребностей влияют различия в образовании, воспитании, культуре.
Теория Х - Y Д. МакГрегора. Менеджер может прямо или косвенно регулировать поведение сотрудников на рабочем месте через: задания, которые получает подчиненный, формальные аспекты выполнения задания, временные параметры выполнения задания, организационные ресурсы, переданные в распоряжение подчиненного для выполнения заданий, организационную среду, в которой подчиненный выполняет задания, текущий контроль выполнения задания, ожидания или уверенность подчиненного, что он сможет выполнить работу в срок в соответствие с требованиями менеджера, ожидания или уверенность подчиненного, что успешное выполнение заданий будет должным образом вознаграждено, ожидания или уверенность подчиненного, что невыполнение заданий будет должным образом наказано, диапазон вознаграждений (наказаний) подчиненного, степень автономности выполнения задания и самостоятельности решения проблем, связанных с работой [27, c. 110]. С учетом этих переменных МакГрегор выделил два подхода, используемых менеджерами для управления подчиненными: Теория X и Теория Y.
Двухфакторная теория мотивации Херцберга. На основании проведенных исследований Херцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.
. На удовлетворенность работой влияют так называемые «мотиваторы»:
ü достижение (квалификация) и признание успеха;
ü работа как таковая (интерес к работе и заданию);
ü ответственность;
ü продвижение по службе;
ü возможность профессионального роста.
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Поэтому их называют «внутренними» факторами мотивации.
. На неудовлетворенность работой влияют другие факторы, названные Херцбергом, «факторами контекста» или «гигиенические факторы»:
ü способ управления;
ü политика организации и администрация;
ü условия труда;
ü межличностные отношения на рабочем месте;
ü заработок;
ü неуверенность в стабильности работы;
ü влияние на личную жизнь.
Эти факторы связывались с внешними условиями и недостатками работы. По мнению Херцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность и неудовлетворенность работой, не являются противоположностями в одном и том же измерении. Другими словами, гигиенические факторы могут создать плохую ситуацию, но не могут привести к большой удовлетворенности, в лучшем случае, они могут создать нейтральную ситуацию. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до положительного состояния.
Процессуальные теории мотивации.
Теория подкрепления мотива. Исследования по модификации поведения показали, что подкрепление поведения поощрением более эффективно, чем попытки изменить поведение человека наказанием [26, c. 76]. Применение наказания обычно имеет такие побочные эффекты, как деструктивная тревожность, недоброжелательность, враждебность. Кроме того, наказание не увеличивает вероятности правильного поведения. Б. Скиннер и его последователи обнаружили, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных. Влияние подкрепления во многом зависит от интенсивности и временных характеристик подкрепления («схемы подкрепления»). Исследователи предложили несколько схем подкрепления:
) непрерывная схема (подкрепление после каждой желательной реакции);
) пропорциональная схема (подкрепление после демонстрации индивидом определенного количества желательных реакций);
) пропорционально-временная схема (подкрепление по истечении определенного периода времени, в течение которого индивид демонстрирует желательное поведение).
) случайная схема (индивид подкрепляется время от времени бессистемно).