Профессиональный стресс
Во всем мире предприятия и фирмы самого разного профиля несут огромные убытки, вызванные душевным неблагополучием своих сотрудников. По данным американского журнала “Бизнес”, не менее 20% издержек и потерь от текучести кадров, прогулов, сопротивления серьезным переменам и падения производительности труда вызваны профессиональными стрессами и неврозами. Ежегодно они наносят американской экономике ущерб в 500 миллионов долларов. В точности этих цифр можно усомниться, однако они заставляют задуматься.
Миллионы людей жалуются, что проблемы на работе вызывают у них повышенную озабоченность, тревогу и депрессию, приводят к ухудшению настроения и самочувствия, расстройствам сна, аппетита и даже половой функции. По данным социологических исследований, каждый третий работающий россиянин хотя бы раз в неделю по окончании трудового дня испытывает сильный стресс, а 13% - почти ежедневно. Людей угнетают сложные, конкурентные и не всегда доброжелательные отношения с коллегами, давление со стороны начальства, тревоги, неопределенность и неуверенность, связанные с карьерным ростом. Многие мечтают как можно выше подняться по служебной лестнице, полагая, что это не только повысит их социальный статус и благосостояние, но и принесет душевное равновесие, избавит от психологических проблем.
Однако это мнение не верно. Психологи убеждены, что повышение в служебной иерархии не снижает стрессы, напротив - приводит к их накоплению и усилению. В подтверждение этого приводится множество свидетельств. Одно из них неожиданно обнаружили даже не психологи, а представители английской компании Fleet Management Services (FMS), владеющей 14000 автомобилями, которые она сдает в прокат различным учреждениям в качестве служебного автопарка. Статистика показывает, что частота аварий, в которые эти машины попадают, напрямую связана со служебным положением человека, который сидит за рулем.
У директоров и старшего управленческого звена компаний, пользующихся машинами FMS, аварии происходят в среднем каждые 9250 миль (15000 км), у руководителей отделов продаж - каждые 11000 миль (17600 км), у лиц, непосредственно занимающихся продажами, - каждые 12500 миль (20000 км), у управленцев среднего звена, в основном работающих в офисах, - каждые 14500 миль (23000 км). При этом стоимость ремонта после аварии, в которую попал директор, составляет в среднем 1020 фунтов, что почти вдвое больше, чем ущерб, наносимый сотрудниками более низкого ранга. Эту закономерность представители FMS объясняют душевной неуравновешенностью, которая свойственна руководителям в большей степени, чем их подчиненным. И психологи готовы согласиться с этим наблюдением. Они даже ввели особое понятие - “стресс руководителя”, в отличие от “обычного” нервно-психического напряжения рядовых сотрудников.
Конечно, руководитель избавлен от многих психологических проблем своих подчиненных. Он в меньшей степени зависим от сложных взаимоотношений с коллегами, равными по статусу, над ним не довлеет громоздкая иерархия начальства со своими строгими, а порой и противоречивыми требованиями и претензиями. Дисциплинарные рамки руководитель определяет для себя сам. К тому же озабоченность карьерным ростом ему почти не свойственна - он и так уже добился достаточно высокого положения. Однако это вовсе не дает возможности почивать на лаврах.