Преимущества и недостатки стратегии диверсификации
Внешние стратегии обычно реализуются путем приобретений слиянии, образования совместных предприятий или объединения с предприятиями, находящимися в начале или конце цепочки создания стоимости данного предприятия. Эта цепочка охватывает процессы от поставщиков сырья до конечных потребителей.
Внешний рост может включать деятельность, напрямую связанную или даже не связанную с имеющимися технологиями, рынками. Главными задачами, стоящими за этими различными фирмами, являются увеличение доли рынка и возможности достижения финансовой синергии.
Диверсификацию в целом можно назвать расширением существующих масштабов предприятия с позиций продукта и рынка. Следует отметить, что диверсификация и приобретение - не синонимы. Приобретение может не привести к диверсификации, а диверсификация, может быть достигнута и через внутреннее развитие.
Предприятие может диверсифицироваться внутренне создавая продукты / услуги, технологически сходные с имеющимися; путем создания продуктов / услуг, совершенно отличных от существующих, но которые могут привлечь имеющихся покупателей.
Причины перехода предприятия к внутренней диверсификации могут быть разные:
1) новые продукты могут иметь циклические схемы продаж, уравновешивающие цикличность продаж существующих продуктов предприятия;
2) существующие каналы распределения предприятия могут использоваться и для сбыта новых продуктов имеющимся покупателям;
) за счет добавления к имеющимся продуктам новых, в результате чего возрастает прибыль;
) диверсификация может быть необходима в связи с тем, что предприятие действует в высококонкурентной и не растущей отрасли (например, в хлебопекарной), имея в результате низкий уровень прибыли.
Причины, по которым предприятие считает необходимым диверсифицироваться внешними способами, могут быть следующие:
‾ существующие продукты и рынки перестают отвечать задачам роста предприятия и прибыльности;
‾ необходимость уравновесить предприятие с высокой долей заемных средств предприятием, не имеющим заемных средств, чтобы структура капитала была более сбалансированной;
‾ необходимость получить ресурсы, значительно улучшающие показатели существующего предприятия;
‾ желание распределить риск и сбалансировать ассортимент товаров / услуг предприятия;
‾ необходимость эффективно использовать свободные финансовые средства.
Преимуществами диверсификации как средства внешнего роста является то, что это может быть хорошим выходом в отрасли, находящейся на спаде; это стратегия, ориентированная на прибыль; она помогает снижать зависимость масштаба и синергии; может значительно усилить рыночную власть предприятия в отношении покупателей; может значительно повысить кредитоспособность предприятия; может помочь распределить возможный риск.
Недостатки диверсификации как средства внешнего роста следующие:
1) новая деятельность может потребовать новых навыков, которых нет на существующем предприятии (например, технологических навыков);
2) эта стратегия больше подходит крупным предприятиям;
) может возникнуть неопределенность в управленческом аспекте диверсификации (например, каким образом две команды руководителей будут сотрудничать друг с другом);
) это стратегия высокого риска, обеспечивающая отдачу в долгосрочном плане;
) требует значительных резервов денежных средств;
) может возникнуть тенденция переноса недостатков с имеющегося предприятия на новое.
Таким образом, стратегия диверсификация имеет ряд преимуществ перед другими стратегиями. Во-первых, данная стратегия может помочь предприятию выжить в условиях конкуренции на рынке основного вида деятельности, перебросив часть активов на другие предприятия. Во-вторых, стратегия может помочь выгодно вложить избыточные ресурсы в собственное предприятие.