Признаки кризисной ситуации
В современной экономической литературе понятие «кризис на предприятии» используется для обозначения различных феноменов в жизни предприятия: от просто помех в его функционировании вплоть до уничтожения предприятия.
С точки зрения А. А. Волкова, кризис на предприятии можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой основополагающих целей предприятия и размер этой угрозы определяют силу кризиса.
Кризис на предприятии представляет собой переломный момент в последовательности процессов, событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: либо это ликвидация предприятия как экстремальная форма, либо сохранение предприятия после успешного преодоления кризиса (см. рис. 1.2).
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны, есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны, существуют неожиданно возникающие кризисные процессы высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т. е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.
Рисунок 1.1. Формы преодоления кризиса на предприятии
При кризисе господствует нехватка времени для принятия решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет степень срочности решения проблемы. [6, c. 101]
Американский Институт кризис-менеджмента определяет кризис как значительный деловой сбой, который находит отражение в средствах массовой информации. Последующая внимательная оценка ситуации со стороны общественности может негативно сказаться на нормальном функционировании организации. Более того, это может вызвать негативное воздействие на бизнес со стороны политического, правового и финансового окружения.
Немецкие исследователи Винер и Каан приводят следующие признаки, характеризующие кризис на предприятии:
- кризис - это переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;
- кризисы часто образуют ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность действий;
- они угрожают целям и ценностям предприятия;
- их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников;
- они состоят из событий, которые создают новые условия для достижение успеха;
- они привносят неопределенность в оценку ситуации и разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса;
- они снижают контроль над событиями;
- они снижают время на реакцию до минимума, вызывают стресс и страх у участников;
- имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточна для обоснованного принятия решений.
Несмотря на большое количество общих признаков, кризисы на каждом предприятии уникальны. Само определение кризиса подразумевает внезапное возникновение новой проблемы, которую нелегко предсказать и устранить, поэтому имеет смысл классифицировать кризисы, что в дальнейшем поможет быстрее находить пути их разрешения. Существуют различные теории классификации кризисов на предприятии. Наиболее широкую, на наш взгляд, классификацию приводит упомянутый выше Институт кризис-менеджмента, выделяя два признака классификации кризисов: причину их возникновения, а также скорость их распространения. Особенность этой классификации состоит в том, что равнозначно трактуются кризисные ситуации на предприятии, имеющие как экономическую, так и неэкономическую природу.
Кризисы делят на девять категорий в соответствии с их причинами:
- стихийное бедствие;
- авария на производстве;
- провал нового продукта;
- кризис, вызванный восприятием кризисной ситуации в обществе;
- взаимоотношения между работниками и администрацией;
- ошибки в управлении;
- изменения в руководящем составе компании;
- враждебные слияния;
- криминальные события.
Рассмотрим более подробно обозначенные виды кризисов.
. Стихийное бедствие. Это кризисы, которые объективно происходят в природе и не зависят от влияния человека. Например, землетрясения, вулканы, наводнения и пожары.
. Авария на производстве. Примерами такого кризиса являются пожары, поломки оборудования, замыкания в электросети. Последствия аварий могут быть разными - от кратковременной задержки операций до критической ситуации на предприятии. Аварии являются своего рода «магнитом для СМИ», поскольку могут вызвать серьезные последствия.
. Провал нового продукта. Этот кризис потенциально опасен для компании, поскольку новый продукт может быть не востребованным рынком, даже если был разработан и выведен на рынок в соответствии с современными методиками. Размах такого кризиса зависит от скорости принятия решений в компании и от сопротивления менеджеров любому усугублению ситуации.