Сущность антикризисного менеджмента
В настоящее время существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «антикризисный менеджмент», или «антикризисное управление». Традиционно под антикризисным управлением понимается совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Согласно данному определению, область антикризисного управления ограничена рамками судебной процедуры банкротства, проводимой на предприятии. Данное определение, следовательно, трактует антикризисное управление в достаточно узком смысле.
Согласно устоявшемуся как в российских, так и в белорусских деловых кругах мнению, под антикризисным управлением предприятием понимается либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния. В соответствии с данным определением, антикризисное управление отличается от стратегического и тактического менеджмента по своим целям. Последние стремятся к достижению миссии фирмы или долгосрочной максимизации прибыли. Необходимость в антикризисном управлении существует лишь до тех пор, пока предприятие не преодолеет кризисное состояние.
В последних публикациях некоторых российских экономистов антикризисное управление рассматривается как более широкое понятие. Оно должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность несостоятельного предприятия, а также обеспечивать достижение предприятием конкурентного преимущества.
Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях. С точки зрения кризис-менеджмента, особенность кризисной ситуации состоит в ускорении течения событий, появлении нетипичных ситуаций, т. е. кризис характеризуется увеличением неопределенности.
Кризис-менеджмент изучает не только экономические, но также техногенные, психологические кризисы и катастрофы. Объектом исследования кризисного менеджмента является не предприятие, а сам кризисный процесс, который может произойти где угодно. Так, Институт кризис-менеджмента (США) занимается созданием базы данных по всем кризисным ситуациям, имевшим место в США за последние десятилетия. Изучение кризисов вряд ли поможет неплатежеспособным предприятиям, но значительная польза от этого состоит в возможности предотвращения кризиса. В теории кризисного менеджмента огромная роль отводится предупредительным мерам, позволяющим предвидеть наступление кризиса и вовремя скорректировать курс предприятия.
Рассмотрим основные термины, используемые в теории кризис-менеджмента.
Кризисная проблема - серьезное затруднение, требующее немедленного решения.
Некризисная проблема - вопрос, который требует решения, но обычно не такой важный и не требующий быстрого решения, как кризисная проблема.
Программируемые решения - решения, принимаемые в рутинных, повторяющихся и хорошо структурируемых ситуациях путем использования стандартных правил принятия решений.
Непрограммируемые решения - решения, для которых не существует стандартных правил принятия решений, так как ситуация новая или плохо структурирована.
Самодовольство - условие, при котором менеджер не видит признаков опасности или возможности либо игнорирует их.
Уклонение от защитных действий - условие, при котором менеджеры либо отвергают значимость опасностей или возможностей, либо уклоняются от ответственности за принимаемые решения.
Паника - реакция менеджеров, когда они расстраиваются и неистово ищут путь решения проблемы.
Решение решать - реакция, в соответствии с которой менеджеры понимают необходимость решения проблемы, знают, как решить проблему, и осуществляют эффективный процесс принятия решений.
Ухудшающиеся кризисные ситуации - ситуации, которые сигнализируют о возможности увеличения обязательств компании и роста потерь.
Предубеждения в принятии решений - предубеждения менеджеров, проявляющиеся в процессе принятия решений: самонадеянность, ограниченность, пространные теории, представительность, доступность и регулирование.
Исходя из приведенных выше определений, цели антикризисного управления и корпоративного менеджмента различаются. В традиционной концепции рыночной экономики высшая цель предприятия - долгосрочная максимизация прибыли. В настоящее время данный принцип уже не является основополагающим в силу объективно изменившихся обстоятельств и подвергается справедливой критике.