Инструменты анализа в антикризисном мероприятии
- Усиление эластичности спроса на товары фирмы.
- Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы.
- Снижение покупательной способности населения.
- Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье и материалы.
- Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов, рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией.
- Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков, падение курса собственных акций фирмы, прекращение субсидий из фондов благотворительных организаций.
- Рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий, ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР.
- Сокращение предложения средств производства, рост цен на средства производства.
- Свертывание производства родственных отраслей, переориентация родственных отраслей на новую технологию.
- Стагнация научно-технического экономического потенциала отраслей, внешней инфраструктуры.
- Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры.
- Неприемлемость достижений родственных отраслей для целей фирмы, недоступность достижений ввиду высокой стоимости.
- Конкурентный статус фирмы-конкурента существенно повысился, число конкурирующих фирм существенно возросло, ценовая война началась.
- Потолок цен», создаваемый товаром-заменителем, существенно снижает потенциальную прибыль, покупатели охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его дешевизны.
- Барьер для входа на рынок практически отсутствует, фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурентам.
- Поставщики предприятия обладают высокой торговой силой ввиду своего монопольного положения.
- Повышение налоговых ставок, снятие налоговых льгот с товаров фирмы, введение новых налогов, введение налоговых льгот на субституты.
- Повышение учетной ставки нацбанка, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, жесткая политика финансовой стабилизации.
- Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин.
- Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, введение разрешительного порядка.
- Введен контроль за ценами, введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен.
- Стихийные бедствия и т. п.
Очевидно, что существует огромное число различных методов и моделей, которые можно использовать для антикризисного управления финансами предприятия. Рассмотрим наиболее популярные модели, каждая из которых представляет отдельный подход к диагностике кризиса.