Мотивация персонала
Предпосылками для обеспечения достаточного уровня мотивации, по мнению Х. Фенеколда, являются гарантия сохранности рабочего места, справедливая оплата труда с учетом его сложности и достигаемой работником производительности, гласность решений по кадровым вопросам и привлечение работников к участию в управлении.
Многие мотивационные программы, используемые в организациях гостинично - туристского бизнеса, компенсационные и построены на стимулирующих интерес факторах, таких, как поощрение за соответствующее позитивное поведение и отсутствие наказания за просчеты и неудачи. Существуют такие формы поощрения, как присуждение звания лучшего работника месяца, премирование за продажу определенного количества туристских путевок, поощрение за качественное обслуживание, поддержание высокого уровня безопасности. Например, в гостиницах, представленных на российском рынке под торговой маркой "Marriot" с штаб-квартирой в США, проводятся мотивационные программы:
· "лучший сотрудник года" выбирается в конце года. Он получает приглашение в ресторан и поездку на неделю в Европу с проживанием в пятизвездочном отеле, принадлежащем данной сети;
· "лучший сотрудник месяца". В конце каждого месяца выбираются претенденты на это звание, которые затем приглашаются на обед в один из банкетных залов гостиницы, где объявляется лучший сотрудник, причем таких сотрудников два: "лицо гостиницы" и "сердце гостиницы". Эти сотрудники получают приглашение на двоих в ресторан и денежную премию.
· "лучший супервайзер" и "лучший менеджер" выбираются в конце каждого квартала и года.
Однако эффективность этих поощрений с течением времени снижается по следующим причинам:
· организация может иметь такое число подобных программ, что проконтролировать их выполнение оказывается почти невозможным. В большинстве случаев руководство организации с течением времени теряет интерес к этим программам, и они становятся формальными и повторяющимися;
· постепенно все подобные поощрения утрачивают значение. Более того, они становятся нормой;
· если предположить, что большую часть коллектива должны составлять мотивированные и способные работники или по крайней мере мотивированные, то потребность в программах поощрения в значительной степени отпадает;
· данные программы поощрения удовлетворяют потребности более низкого порядка.
Перечень побудительных факторов трудовой деятельности для работников выглядит следующим образом (в порядке убывания их значения):
· стремление достичь высоких результатов, качественно решать поставленные проблемы;
· личные профессиональные цели;
· потребность хорошо выполнять свои обязанности;
· интерес к работе;
· возможность продвижения;
· получение более высокой заработной платы;
· контроль ( регулярная оценка выполненной работы) ;
· признание и одобрение со стороны руководства;
· возможность получения самостоятельности;
· признание со стороны коллег;
· хорошие условия труда;
· возможность получения дополнительного материального и морального вознаграждения;
· возможность дисциплинарного взыскания.
В целях эффективной работы персонала в туристской организации необходимо использовать либо различные обучающие программы для повышения его квалификационного уровня, либо финансовое вознаграждение, либо признание значения для организации, продвижение по службе, получение больших полномочий, более высокого статуса.[60. С.162]