Программа тактики мотивационного (компенсационного) менеджмента на субъектах малого предпринимательства в туристской индустрии
Для увеличения эффективности работы персонала предприятий субъектов малого предпринимательства в туристской индустрии, необходимо разработать мотивационную (компенсационную) программу.
Мотивационная программа - это комплекс мер по эффективному использованию совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Программа сочетает в себе достоинства трех современных основных подходов к управлению персоналом: научного, психологического и управления по целям. Включает в себя изменение существующих механизмов управления, разработку и реализацию материального и нематериального стимулирования, развития, адаптации, повышения квалификации и обучения, планирования карьеры, разработку материальной поддержки персонала. Используются современные методики обучения и мотивации персонала.
Как известно, система мотивации складывается из двух основных блоков - материального и нематериального стимулирования. Под нематериальным стимулированием понимаются поощрения, которые не выдаются сотруднику в виде наличных или безналичных средств, однако могут потребовать инвестиций со стороны компании. Основной эффект, достигаемый с помощью нематериального стимулирования, -это повышение уровня лояльности персонала. К нематериальным стимулам относятся:
· система адаптации новых сотрудников - она дает им представление о компании, критериях успешного прохождения испытательного срока и, как следствие, повышает у них чувство защищенности, помогает формировать лояльность к компании;
· похвала - устная на общих собраниях и праздниках или письменная в виде меморандумов, доски почета;
· четко обозначенные и прописанные критерии и этапы карьерного роста, если таковой возможен;
· включение в процесс принятия решений - опросы, анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов.
Материальные стимулы работают на повышение качества жизни персонала и требуют от предприятия прямых финансовых инвестиций. Это могут быть: предоставление медицинской страховки, организация питания за счет компании и другие льготы. Сюда же относится организация предприятием внутрифирменного обучения и корпоративных праздников.
Для разработки данной программы, нами был проведено исследование, целью которого является выявление степени мотивированности персонала туристских предприятий на Хабаровском туррынке. В нашем исследовании использовались следующие методы: телефонный опрос и интервью.
Телефонный опрос был проведен среди 50 Хабаровских турфирм и должен был выявить использование материальных или нематериальных предпочитает руководство туристских организаций. Полный перечень фирм представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.Вопросы, заданные в опросе отражены в ПРИЛОЖЕНИИ 3. Фирмы были выбраны по нескольким признакам: численность персонала не превышает 10 человек, что говорит о принадлежности их к субъектам малого предпринимательства; схожесть организационной структуры (линейно - функциональная, с прямой подчиненностью менеджеров по продажам директору). Результаты опроса представлены в Таблице 5.
Наличие материальных и не материальных стимулов в туристских предприятиях г.Хабаровска
Таблица 5
Стимулы |
% |
Нематериальные стимулы | |
Возможность обучения и роста сотрудников |
33% |
Предоставление корпоративного автомобиля |
15% |
Предоставление дополнительных отпускных дней |
38% |
Страхование жизни сотрудников |
11% |
Предоставление акций компании (всем сотрудникам) |
1 % |
Материальные стимулы | |
Оплата расходов на пользование мобильным телефоном |
40 % |
Материальная помощь (пожар, свадьба и так далее) |
37 % |
Оплата питания |
57 % |
Скидки на услуги компании |
96 % |
Ежемесячное пособие на пользование общественным транспортом |
41 % |