• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Понятие и структура организационной культуры

Организационная культура - является одной из самых новых областей организационного поведения.

Анализ материалов литературных источников показывает на то, что данное понятие возникает лишь в 80-е годы XX столетия. Ученые, изучающие организационную культуру, пытались определить и отграничить смыслы двух близких понятий: «климат» и «культура» в контексте организации. Большинство исследователей пришло к выводу, что культура является более стабильной и продолжительной характеристикой организации, и ее труднее диагностировать и оценить.

В совокупности дающих представлений организационная культура и культура управления - известные всем категории. Но, несмотря на это снова и снова возникла путаница с толкованием слова «культура» на разных уровнях иерархии / личная, корпоративная культура в рамках общей системы менеджмента, управленческая культура как внутрисистемная категория и она же как элемент общей культуры/. Признанное толкование понятия «культура» касается неких усвоенных нами знаний, исторического опыта, материальных и духовных ценностей, уровня развития совокупного нашего интеллекта. Но нас интересует взгляд, связанный с внутренним качеством организации.

Организационная культура формируется как реакция на две группы задач, которые приходится решать организации. Первую группу составляют задачи интеграции внутренних ресурсов и усилий. Сюда относятся такие задачи, как:

· создание общего языка и единой, понятной для всех терминологии;

· установление границ группы и принципов включения и исключения из группы;

· создание механизма наделения властью и лишения прав, а также закрепления определенного статуса за отдельными членами организации;

· установление норм, регулирующих неформальные отношения между лицами разного пола;

· выработка оценок, касающихся того, что в поведении сотрудников желательно, а что - нет.

Ко второй группе относятся те задачи, которые организации приходится решать в процессе взаимодействия с внешней средой. Это широкий круг вопросов, связанных с выработкой миссии, целей и средств их достижения.

Несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых поддерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.

Ценности (или целостные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры.

И, наконец, третьим общим атрибутом понятия организационной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членами организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие», истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.

Используя то общее, что присуще многим определениям необходимо понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Рисунок 1.1. наглядно демонстрирует множество аспектов организационной культуры.

Организационная культура имеет определённую структуру, являясь набором предложений ценностей, верований и символов следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

ВХОД

Коммуникации и язык общения

ВЫХОД

Решение проблем

Представление себя на работе и дисциплина

   

ПОТРЕБ- НОСТИ

ПРОДУКТ,

Распоряжения и принципы

УСЛУГИ,

Стиль Ценности руководства и этика

ОЖИДАНИЯ

Политика и процедуры

МИССИЯ ЦЕЛИ СТРАТЕГИЯ

Структура и техно- логии

Зара- ботная плата, стиму- лирова ние

ПОДГОТО ВЛЕННЫЕ КАДРЫ И

Здание, рабочее место, условия работы

ИНФОР- МАЦИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТ-ВЕННОСТИ

ИНФОР- МАЦИЯ

Стандарты и нормы

Правила и положения

Роли и отношения по работе

РЕСУРСЫ

Контроль и Отчетность

Кадровая политика

Оборудование и инструменты

ВЫЖИВАНИЕ, РОСТ И РАЗВИТИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 
Перейти на страницу: 1 2

Меню