Понятие и структура организационной культуры
Организационная культура - является одной из самых новых областей организационного поведения.
Анализ материалов литературных источников показывает на то, что данное понятие возникает лишь в 80-е годы XX столетия. Ученые, изучающие организационную культуру, пытались определить и отграничить смыслы двух близких понятий: «климат» и «культура» в контексте организации. Большинство исследователей пришло к выводу, что культура является более стабильной и продолжительной характеристикой организации, и ее труднее диагностировать и оценить.
В совокупности дающих представлений организационная культура и культура управления - известные всем категории. Но, несмотря на это снова и снова возникла путаница с толкованием слова «культура» на разных уровнях иерархии / личная, корпоративная культура в рамках общей системы менеджмента, управленческая культура как внутрисистемная категория и она же как элемент общей культуры/. Признанное толкование понятия «культура» касается неких усвоенных нами знаний, исторического опыта, материальных и духовных ценностей, уровня развития совокупного нашего интеллекта. Но нас интересует взгляд, связанный с внутренним качеством организации.
Организационная культура формируется как реакция на две группы задач, которые приходится решать организации. Первую группу составляют задачи интеграции внутренних ресурсов и усилий. Сюда относятся такие задачи, как:
· создание общего языка и единой, понятной для всех терминологии;
· установление границ группы и принципов включения и исключения из группы;
· создание механизма наделения властью и лишения прав, а также закрепления определенного статуса за отдельными членами организации;
· установление норм, регулирующих неформальные отношения между лицами разного пола;
· выработка оценок, касающихся того, что в поведении сотрудников желательно, а что - нет.
Ко второй группе относятся те задачи, которые организации приходится решать в процессе взаимодействия с внешней средой. Это широкий круг вопросов, связанных с выработкой миссии, целей и средств их достижения.
Несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых поддерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности (или целостные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры.
И, наконец, третьим общим атрибутом понятия организационной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членами организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие», истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.
Используя то общее, что присуще многим определениям необходимо понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Рисунок 1.1. наглядно демонстрирует множество аспектов организационной культуры.
Организационная культура имеет определённую структуру, являясь набором предложений ценностей, верований и символов следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.
ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ | ||||||||||
ВХОД |
Коммуникации и язык общения |
ВЫХОД | ||||||||
Решение проблем |
Представление себя на работе и дисциплина |
| ||||||||
ПОТРЕБ- НОСТИ |
ПРОДУКТ, | |||||||||
Распоряжения и принципы | ||||||||||
УСЛУГИ, | ||||||||||
Стиль Ценности руководства и этика | ||||||||||
ОЖИДАНИЯ |
Политика и процедуры |
МИССИЯ ЦЕЛИ СТРАТЕГИЯ |
Структура и техно- логии |
Зара- ботная плата, стиму- лирова ние |
ПОДГОТО ВЛЕННЫЕ КАДРЫ И | |||||
Здание, рабочее место, условия работы | ||||||||||
ИНФОР- МАЦИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТ-ВЕННОСТИ | ||||||||||
ИНФОР- МАЦИЯ |
Стандарты и нормы |
Правила и положения | ||||||||
Роли и отношения по работе | ||||||||||
РЕСУРСЫ | ||||||||||
Контроль и Отчетность |
Кадровая политика |
Оборудование и инструменты | ||||||||
ВЫЖИВАНИЕ, РОСТ И РАЗВИТИЕ | ||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА | ||||||||||