Понятие и структура организационной культуры
Рисунок 2.1. Концептуальная иллюстрация множественности аспектов организационной культуры (по О.С. Виханскому)
Если организационная структура, устанавливая границы организационно выделенных подразделений и задавая формальные связи между ними, выступает как бы остовом, «скелетом» организации, то своего рода «душой» организации, устанавливающей невидимые рычаги, направляющие действия членов организации, является организационная культура. Обычно она проявляется в виде разделяемых в организации ценностей, принятых верований, норм поведения и т.п. Считается, что организационная культура складывается из следующих шести составляющих:
· философия, задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам;
· доминирующие ценности, на которых базируется организация, которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей;
· нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;
· правила, по которым ведется «игра» в организации;
· климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какова атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами;
· поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п.