Определение стоимости объекта оценки с применением доходного подхода
Метод «освобождения от роялти»
Метод освобождения от роялти предполагает, что товарный знак предоставляется на лицензионной основе третьей стороне. Суть метода заключается в том, что стоимость товарного знака, по которому заключено лицензионное соглашение, рассматривается как текущая сумма всех лицензионных платежей (роялти) по данному лицензионному соглашению. При этом ставка роялти выражается в процентах от будущей выручки, полученной от реализации товаров под товарным знаком. Таким образом, необходимо выстроить прогноз темпов роста выручки на ближайший период, найти долю выручки по ставке роялти, продисконтировать потоки платежей по роялти на дату оценки и просуммировать их.
Основные этапы метода:
1. Составляют прогноз объема продаж, по которым ожидается выплаты роялти.
2. Определяется ставка роялти.
. Определяется экономический срок службы патента или лицензии, товарного знака. Юридический срок службы и экономический могут не совпадать, поэтому нужно сделать реалистический прогноз относительно продолжительности платежа.
. Рассчитываются ожидаемые выплаты по роялти путем расчета процентных отчислений от прогнозируемого объема продаж.
. Из ожидаемых выплат по роялти вычитают все расходы, связанные с обеспечением патента или лицензии (юридические, организационные, административные издержки).
. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли от выплат по роялти.
. Определяется сумма текущих стоимостей потоков прибыли от выплат по роялти.
Выбор шага и горизонта расчёта
В связи с тем, что оставшийся срок действия объекта оценки составляет 9 лет, горизонт расчёта был принят равным 9 годам, то есть до нового продления срока действия регистрации товарного знака. Шаг расчёта был принят равным одному году.
Прогнозирование доходов и расходов
Прогнозирование доходов и расходов от эксплуатации объекта было построено на основании данных, предоставленных Заказчиком, в предположении, что темп роста денежных потоков будет равен темпу долларовой инфляции и на протяжении прогнозного периода не произойдет резкого изменения (в ту или иную сторону) выручки или расходов от использования товарного знака.
Определение ставки дисконтирования
Термин «ставка дисконтирования» определяется как «коэффициент, используемый для расчета текущей стоимости денежной суммы, которая будет получена или выплачена в будущем».
В широком смысле слова, это ожидаемая норма рентабельности на альтернативные инвестиционные возможности с аналогичным уровнем риска. Иначе говоря, это та норма рентабельности, которую ожидают инвесторы на свои вложения и которая может побудить их к инвестированию.
Для определения ставки дисконтирования в рамках данной работы оценщиком был опрошен ряд специалистов, занимающихся оказанием услуг в области регистрации и продажи интеллектуальной собственности. Данным специалистам задавался один вопрос: «Какова должна быть доходность от реализации продукции, выпускаемой с использованием товарного знака, для того чтобы Вы вложили свои деньги в его приобретение?».