• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Понятие и сущность мотивации

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

Основные понятия, связанные с мотивацией:

. Потребность - это то, что находится внутри человека, возникает как что-то достаточно общее для разных людей, и в то же время имеет индивидуальные проявления у каждого человека.

. Мотив - это то, что вызывает определенные действия и имеет персональный характер. Определяет, что надо делать, и как.

. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения в нем действия. Если дашь, то получишь!

. Стимулы - роль воздействия сил носителя раздражения (отдельные предметы) на получение желаемого.

. Стимулирование - это процесс использования стимулов для мотивирования людей.

Мотивация - это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий на определенном уровне стараний и добросовестности с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей.

В основе менеджмента положен принцип мотивации: "Я знаю, что тебе надо, и ты это получишь, если сделаешь то, что я хочу!"

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов.

Первый - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия. Потребности бывают самые различные, в частности:

· физиологические;

· психологические;

· социальные.

Второй этап - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.

Третий этап - определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, чтобы обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.

Четвертый этап - реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

Пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.

Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Существуют процессуальные и содержательные теории мотивации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню