Понятие и сущность мотивации
Содержательные теории базируются па удовлетворении потребностей и побуждении человека к действиям. Наиболее популярными содержательными теориями являются:
· иерархия потребностей по А. Маслоу;
· двухфакторная теория Ф. Герцберга;
· теория трех потребностей МакКлеланда.
. Абрхам Маслоу выделяет 5 иерархических уровней потребностей. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к активизации потребностей более высокого уровня. Так, например, у сытого человека, который ощущает себя в безопасности, появляются социальные потребности (потребность в общении, любви и т.п.). Удовлетворение потребностей в общении с желаемой социальной группой расширяет возможности появления и нахождения способов удовлетворения потребности в уважении и т.д. Поэтому процесс мотивации через потребности является бесконечным.
5 уровней потребностей:
1) Самореализация - стремление к самоосуществлению в своей профессии; открытие и исследование своих собственных возможностей и т.д.
) Самоуважение, значение, признание - самоуважение, доверие к себе, авторитет у коллег и начальников, признание личных заслуг и т.д.
) Социальный контакт - любовь, дружба, групповая принадлежность, удовлетворительная атмосфера труда и т.д.
) Безопасность - занятость, доход, обеспечение при болезни и старости и т.д.
) Основные физиологические потребности - питание, одежда, жилье, сон, движение, продолжение рода и т.д.
Можно объединить потребности в три группы: социальные, потребности в уважении личности, потребности в самоуважении. Их можно разделить на составляющие.
Способы удовлетворения первичных потребностей очевидны и, как правило, связаны с организацией (созданием) системы материального стимулирования. Чем выше и разнообразнее, по Л. Маслоу, уровень потребностей у сотрудников (их мотивационная структура), тем сложнее подобрать способы их удовлетворения.
От руководителя требуется особый подход к управлению творческими людьми, что предполагает нестандартные и разнообразные решения в области мотивации.
Нужно помнить, что возможность воздействия на сотрудника со стороны руководства определяется тем, насколько руководитель в глазах работников воспринимается как источник удовлетворения их потребностей.
Таблица 1. Виды потребностей
Социальные потребности: |
1. Предоставление работы, которая способствовала бы общению с другими работниками. 2. Создание климата коллективизма в достижении поставленной цели. 3. Регулярное участие в принятии решений. 4. Спокойное восприятие наличия неформальных групп, если их деятельность не направлена на разрушение формальной организации. 5. Создание условий для повышения социально-экономической и творческой активности. |
Потребности в уважении личности: |
6. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации. 7. Привлечение работников к разработке целей развития предприятий и выработке решений. 8. Делегирование подчиненным дополнительных полномочий. 9. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице. 10. Объективная оценка результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение. |
Потребности в самовыражении: |
11. Создание условий для развития творческого потенциала и его использования. 12. Формирование видов работ, требующих от работника максимальной отдачи. |