Понятие консалтинга
Консалтинг - это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйством руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений. (Учебник. Управленческое консультирование. Под ред. М. Кубра.)
По существу под консалтингом понимается то, что в нашей стране раньше называлось "внедрением науки в производство". Однако консалтинг - понятие рыночной экономики, и потом он отличается от научно-внедренческой деятельности в бывшем СССР в той же мере, в какой рыночная экономика отличается от планово-централизованной. Консалтинг осуществляется на коммерческих началах независимыми производителями консалтинговых услуг в условиях конкурентной борьбы. (Михлин Л.П. Управленческое консультирование.) Это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности таких услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.
В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал в области менеджмента.
Субъектами консалтинга являются специалисты, оказывающие профессиональную помощь, которые также называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. А внутренние - это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, "штабную" подсистему организации). (Михлин Л.П. Управленческое консультирование.)
Непосредственными объектами консалтинговой деятельности являются различные сферы деятельности различных организаций или частных лиц, которые консультанты исследуют, составляют отчеты, а затем выдают своим клиентам (начальникам фирм, индивидуальным предпринимателям, работодателям) информацию, которая помогает им определить полную картину положения на современном рынке в интересующей их сфере. В дальнейшем, опираясь на данного рода информацию, клиенты консалтинговых организаций могут принять мотивированное, верное решение, которое будет направлено на достижение поставленных перед ними целей.
Как известно, экономико-стратегический консалтинг бизнеса сформировался как отдельная профессиональная отрасль оказания услуг, примерно столетие назад. К началу XX-го века различные организации и фирмы оценили преимущества получения квалифицированных консультаций. Специалисты давали определение текущей деятельности предприятия, проводили анализ потенциальных возможностей, формировали ориентировочные цели и указывали пути их реализации. Изначально, оказание консультативных услуг имело общий характер.
По истечении некоторого времени, консультации обрели более четкую направленность. Это объясняется тем, что потребности клиента, а точнее, его бизнеса, могут быть различны. Услуги, оказываемые консалтинговыми фирмами и компаниями Москвы, должны принимать во внимание общую совокупность интеллектуальных, материальных и технических ресурсов, кадрового и руководящего состава, специфику производства или деятельности и прочее. Таким образом, индивидуальный подход стал важным аспектом деятельности.
В настоящие дни перечень услуг, предоставляемых профессиональными консультирующими фирмами, полностью охватывает все потребности современного бизнеса.