Реорганизация, реструктуризация, оптимизация, реинжиниринг
организация управление реорганизация реинжиниринг
Отцы-основатели процессного подхода к управлению Хаммер и Чампи зажгли на небосклоне менеджмента сверхновую звезду «работы с процессами», написав своего рода сагу о процессном управлении «Манифест реинжиниринга». Сейчас на Западе 80% компаний в той или иной степени используют процессный подход в своей деятельности. В США, например, давно уже является стандартом описание процессов (в каждой американской компании имеется набор документов, описывающих ее деятельность в виде процессов).
Реинжиниринг - кардинальное перепроектирование бизнес-процессов или, другими словами, это построение бизнеса с нуля. Реинжиниринг предполагает, что за очень короткое время организация так изменит способ организации своей деятельности, что улучшит свои ключевые показатели (объем продаж, прибыль и др.) на сотни процентов.
Оптимизация процессов - более приземленное в плане результатов понятие. Оптимизация предполагает не скачкообразное, а последовательное улучшение организации деятельности компании, достижения поставленных целей.
Можно выделить следующие группы целей, которые ставятся с учетом специфики большинством известных нам организаций. Это:
. Улучшение качества бизнес-процессов (качества производства товаров и услуг, качества обслуживания клиентов и др.);
. Оптимизация взаимодействия подразделений;
. Увеличение скорости протекания бизнес-процессов (скорость поставок, скорость сервисного обслуживания и др.);
. Уменьшение количества ошибок при реализации бизнес-процессов (пресловутая минимизация человеческого фактора);
. Снижение себестоимости реализации бизнес-процессов.
Отдельно можно выделить задачу по проектированию новых, еще не существующих бизнес-процессов в организации (например, маркетинговый процесс и др.).
Оптимизация бизнес-процессов объединяет на сегодняшний день ряд приемов и технологий, под влиянием которых изменяются порядок и правила осуществления работы сотрудников. Когда руководитель меняет расстановку людей, пересаживает отделы из комнаты в комнату, переназывает должности сотрудников, делегирует ряд задач своим заместителям, - целью его действий часто является оптимизация бизнес-процесса. Многие пробуют оптимизировать процессы посредством изменения организационной структуры: рисуют квадратики, меняют должности, определяют ответственность и полномочия, однако нужного эффекта не получают. Организационная структура позволяет внести ясность в вопросы подчинения, должностной иерархии и функциональных границ.
Управление организацией представляет собой сложную систему, состоящую не только из организационной структуры, но и процесса, целей, методов.
Любая организация представляет собой систему, состоящую из множества элементов, находящихся в состоянии подвижного равновесия и постоянного взаимодействия между собой. Эти элементы различным образом комбинируются и образуют более укрупненные формирования - компоненты. В любой организации как единой управляемой системе выделяются два таких компонента - подсистема (система, субъект) управления и управляемая система (объект, система).
В составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:
структура управления (функциональные структуры; схемы организационных отношений; организационные структуры; профессионализм персонала)
техника управления (система документооборота; информационные каналы; компьютерная и оргтехника, офисная мебель)
процесс управления (коммуникации; схема процесса; разработка и реализация решений; информационное обеспечение)
методология управления (цели, задачи; законы и принципы; методы и функции; технология и практика управления).
При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;
компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи).
Обобщая опыт предприятий, которые базируются на новых организационных принципах, можно выделить ключевые элементы стратегии реинжиниринга:
создание инфокоммуникационной инфраструктуры, которая и станет базисом для проведения реинжиниринга бизнес-процессов, обеспечит повышение интеллектуального капитала предприятия, даст импульс к формированию принципиально новых баз данных, их трансформации в базы знаний на основе технологий анализа данных. На практике это избавит от бумажного документооборота, повысит скорость принятия решений, и будет развивать творческое мышление работников;