Методы мотивирования персонала
)наличие единой системы формирования индивидуальных материальных вознаграждений.
Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:
- прямое материальное вознаграждение
, включающее заработную плату, премии (бонусы), участие в прибылях (акционерном капитале);
- социальные выплаты
, включающие: возможность использовать оборудование предприятия в личных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.п.); субсидии на питание; возможность покупки товаров своего предприятия по внутренним ценам; помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей; предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия; возможность получения льготных кредитов; возможность членства в различных клубах (спортивных, социальных и т.д.); предоставление различных страховок и медицинского обслуживания; предоставление оплачиваемого отпуска и других невыходов на работу; пенсионное обеспечение;
- штрафы
.
Основой экономических методов управления персоналом является заработная плата, которая является денежным исполнением обязательств предприятия по отношению к работнику за результат его труда.
Основная заработная плата обеспечивает минимальный размер оплаты труда при выработке надлежащих часов, дополнительная зарплата - различного рода выплаты за дифференцированные условия труда и квалификацию сотрудника.
Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Экономические методы управления предполагают разработку планово - экономических показателей, а также средств их достижения. В результате повышения эффективности так называемых экономических рычагов и стимулов сформировываются такие условия, при которых трудовой коллектив побуждается к эффективной работе не столько административным влиянием, сколько экономическим стимулированием.
Социально-психологические методы
- это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах.
Социально-психологические методы управления в своей совокупности предназначены для создания и поддержания такого социально-психологического климата в организации, чтобы работник:
с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации;
с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им направлении.
Социально-психологические методы управления предполагают изучение социальных и психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности. Таким образом эти виды методов делятся на социологические и психологические.
Социологическиеметоды управления служат для оценки места и назначения сотрудников в коллективе, использования мотивации персонала для достижения конечного результата труда, предупреждения межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления персоналом относят моральное стимулирование (а точнее использование мотиваций сотрудников), социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями[3,с.374].