Характеристика текущей системы лидерства
Особенностью компании с точки зрения системы лидерства является специфика характеристик сотрудников на должности управляющих региональных подразделений:
относительно молодой возраст (средний возраст руководителя подразделения 31 год, средний возраст руководителя при приеме на работу - 25 лет);
активная жизненная позиция;
выраженные лидерские качества (целеустремленность, наличие достижений в различных сферах (образование, наука, общественная и профессиональная деятельность);
отличная учеба (3/4 руководителей закончили первое образование с красными дипломами);
стремление к постоянному самообразованию (65% руководителей в настоящее время получают дополнительное высшее образование или пишут диссертацию);
трудолюбие;
демократический стиль взаимодействия.
Анализ деятельности компании выявил наличие следующих организационных факторов, влияющих на деятельность лидера:
. Развитая организационная культура компании. Характерной особенностью является правильное развитие и формирование: от ядра к оболочке, а не наоборот, как это иногда бывает.
Модель организационной культуры ООО «STAR Travel»
Ядро - ценности: честность, взаимопомощь, открытость
Средний уровень - форма поведения: командная работа, коллегиальное принятие решений
Поверхностный уровень - артефакты: единый корпоративный стиль в оформлении офиса и поведении сотрудников [Здесь и далее в Главе 3 используется информация из «Внутренней политики компании» и «Корпоративного кодекса компании»]
. Открытость в коммуникации. Коммуникационный процесс компании полностью отлажен с технической и межличностной сторон. С технической точки зрения каждое рабочее место оснащено телефоном, ПК с установленной электронной почтой, локальной сетью и выходом в Интернет.
С межличностной точки зрения - руководство любого уровня от непосредственного руководителя до генерального директора открыто для обсуждения вопросов как лично, так и по электронной почте. Причем на любой заданный по электронной почте вопрос сотрудник имеет право получить ответ в течение 24 часов.
. Стиль взаимодействия. В компании используется демократичный стиль общения, исходя из того, что нет большой разницы в возрасте сотрудников. Принято называть друг друга по имени и на «ты» независимо от уровня иерархии.
Такой тип общения при условии профессионализма и персональной тактичности сотрудников не допускает ни излишней бюрократичности, ни панибратства и помогает больше сосредоточиться на рабочих процессах, нежели чем на регалиях и статусности.
. Командная работа и взаимная поддержка. Все сотрудники компании взаимодействуют как члены одной команды. Данному стилю поведения способствует Корпоративный кодекс компании, тренинги по командообразованию и постоянная работа руководства, направленная на поддержание командного духа и отношений поддержки и взаимопомощи.
Выдержки из Корпоративного Кодекса ООО «STAR Travel»:
.Следовать принципу - Быть вовремя.
2. Неприлично обсуждать, замалчивать и утаивать проблемы или обсуждать их тайно с группой коллег. Проблема должна обсуждаться открыто.
. Уважать своих коллег, не комментировать их работу и не делать им упреков в присутствии коллег.
. В офисе быть всегда вежливым.
. Помогать своим коллегам, если вижу, что им требуется моя поддержка или содействие.
. Когда становится трудно, не ныть и не срываться на своих коллегах или подчиненных. Нужно всегда обращаться к своему руководителю и сообщать ему о том, что перестаю справляться с новым объемом работы. Вместе с ним нужно попытаться обсудить вопрос об изменении рабочего процесса или изменении доверенного мне задания.
. Если не согласен с чем-либо, нужно вносить конструктивные предложения для обсуждения.
. Делать свою работу передаваемой, результат своей работы воспроизводимым в отсутствие, а все связанные с работой документы - легко доступными.
. Браться за новое и незнакомое мне дело, не боясь показаться слабым и некомпетентным, т.к. имею право на ошибку, если мне не хватает профессиональных знаний, но я стремлюсь выполнить миссию компании и реализовать новые идеи.
. Любое общение с внешним миром - это реклама компании. Если я говорю по телефону, то именно я - лицо и голос моей компании. По моему тону и тому, как я говорю по телефону, будут судить об уровне профессионализма всего коллектива. Я всегда представляюсь и называю свое имя, чтобы говорящий со мной знал, куда он попал и с кем он беседует. Я никогда не переношу свое плохое настроение на клиента компании.
. Я знаю, что я должен ответить на любой поступивший мне вопрос, запрос или сообщение в течение 24 часов. Если я по каким-то причинам не могу этого сделать, я обязательно сообщаю своим коллегам или партнерам иные сроки выполнения задания.
. Я знаю, что перечисленные ниже выражения запрещены к употреблению, и соответственно их не употребляю: "Вы не могли бы перезвонить?", "А почему это должен делать я?", "Я не мог дозвониться"