Анализ результатов проведенного исследования
Данная модель не предполагает единственно верного стиля поведения лидера. Здесь тщательно исследуется ситуационный аспект лидерства. Основным фактором данной теории является зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу. Зрелость включает две составляющие. Первая составляющая - профессиональная, т.е. знания, умения, навыки, опыт и способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в указаниях. Вторая составляющая - это психологическая зрелость. Она соответствует желанию выполнять работу или уровню внутренней мотивации работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы.
Модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений и для поведения.
Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять, привлекать к участию в управлении.
Поведение, относящееся к работе, требует от лидера проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны сделать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Сочетание этих двух типов поведения позволило в рамках данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.
Указывающий стиль (S1) является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая людям взять на себя ответственность за выполнение работы, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена.
Убеждающий стиль (S2) является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания.
Участвующий стиль (S3) является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Представляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.
Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства высокозрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания.
Данная модель имеет много общего с другими поведенческими концепциями, например, с управленческой сеткой Блейка и Моутон. Однако в отличие от управленческой сетки, в модели ситуационного лидерства Херсея Бланшарда не говорится об одном единственно верном для всех ситуаций стиле. Другим отличием является то, что она переносит упор в описании стилей с расположения лидера по отношению к работникам и работе на само лидерское поведение.
В компании «STAR Travel» последователи обладают зрелостью (профессиональной и психологической) на уровне выше среднего.
Соответственно, оптимальным для использования должен являться делегирующий стиль. Результаты тестирования руководителей следующие.
Таблица 7
Предпочитаемый стиль лидерства руководителей подразделений
Управляющий |
Указывающий |
Убеждающий |
Участвующий |
Делегирующий |
1 |
1 | |||
2 |
1 | |||
3 |
1 | |||
4 |
1 | |||
5 |
1 | |||
6 |
1 | |||
7 |
1 | |||
8 |
1 | |||
9 |
1 | |||
10 |
1 | |||
11 |
1 | |||
12 |
1 | |||
13 |
1 | |||
14 |
1 | |||
итого |
2 |
6 |
1 |
5 |