Перспективные формы организаций
При планировании организации и ее организационной структуры необходимо учитывать следующие факторы
:
Ø информационный поток, поскольку краеугольным камнем любого производственного процесса в современном мире становится информация; преобладание информационного фактора над другими - самое крупное изменение в современной экономике;
Ø значительный рост роли человеческого фактора;
Ø рынок крупных корпораций в настоящее время является доминирующим, он имеет огромное преимущество в эффективности перед рынком предприятий.
Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.
В 80-е гг. ХХ века в индустриально развитых странах начался качественно новый этап развития общественного производства - переход от индустриальной фазы к информационной. Революционное преобразование производство вызвало необходимость революционных преобразований и в управлении. Таким образом, процесс информатизации разрушил замкнутость организации и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество.
Проблема роста человеческого фактора коренным образом изменила взгляд науки и практики на человеческие ресурсы. В центре всех современных управления становится человек. Несмотря на то, что данный подход является более дорогостоящим, не всегда удобным, а иногда и конфликтным , именно он позволяет поддерживать и повышать результативность деятельности организации.
Мнение многих современных экономистов сходится в том, что широкомасштабное формирование ФГП и других жизнеспособных организационно-хозяйственных структур современного типа будет тождественно превращению у нас рынка предприятий в рынок монополий.
Исходя из вышесказанного, тенденция формирования оптимальной рыночной структуры должна привести к выработке стратегии, которая будет ориентирована на создание мощной корпоративной основы экономики. Возникает закономерный вопрос: какой же должна быть организационная основа таких корпораций? Считается, что корпорации ХХI века будут «флотилией, состоящей из производственных модулей, каждый из которых включает в себя либо стадию производственного процесса, либо целый ряд сложнейших операций». Таким образом, корпорация ХХI века - это взаимосвязанная совокупность модулей, которые ориентированы на потребителя. При этом при сохранении общего руководства у корпорации у модулей будет своя полноценная система управления; каждый модуль будет иметь возможность принимать самостоятельно решения по вопросам взаимодействия с внешней средой и с другими модулями. Такая организация в корпорации обеспечит гибкость и возможность быстро вносить изменения в производственные процессы. При этом для каждого модуля должен быть разработан баланс между стандартизацией и гибкостью. Такая организация требует формирования новой коммуникативно-информационной системы. Основная черта новизны такой системы: информация должна передаваться по горизонтальным каналам связи. Таким образом происходит постепенный переход от иерархии к сетевым организациям.
К современным видам организации можно отнести эдхократические организации, многомерные, партисипативные, сетевые, виртуальные ОСУ.
Рассмотрим каждый вид более подробно.
Эдхократические организации
Идея формирования эдхократической организации зародилась еще в середине ХХ века в американской компании «Хьюлетт-Паккард». Эдхократия - это одновременно и ОСУ и управленческий стиль, характеризующийся высокой степенью свободы в действиях сотрудников, преимущественно неформальным характером взаимодействия персонала и т.п. Важнейший параметр эдхократии - компетентность. Вокруг этого и строиться вся деятельность организации: система стимулирования, высокая степень свободы в действиях работников, преобладание горизонтальных связей, преимущественно неформальный характер взаимоотношений персонала (даже по вертикали) и т.д. Из этого следует, что данная ОСУ порою жестко не определена, иерархическое строение ее нестабильно и может часто меняться, а у менеджеров такой компании не всегда есть жесткая привязка к определенной сфере деятельности. ОСУ эдхократической организации обычно ассоциируют со схемой концентрической формы. Естественно, такой тип организации не универсален. Наиболее эффективна эндократия в организациях, где преобладает стохастический характер деятельности: НИОКР, консультационно-нововведенческая деятельность и т.п.
Многомерные организации
Дальнейшее совершенствование организации ОСУ получила в 70-е гг. ХХ века в развитии специальных горизонтальных механизмов матричного типа, действующих в рыночно-сбытовом направлении. Наиболее характерным примером данного вида ОСУ была структура американской химической корпорации «Доу корнинг». Переход к новой структуре управления был обусловлен недостаточно высокой эффективностью дивизиональной ОСУ, которая выражалась в недостаточной координации различных отраслей производства данной корпорации, использующих общие источники сырья для производства продукции, что в свою очередь приводило к снижению эффективности процесса управления. Основу многомерной структуры в корпорации «Доу корнинг» составили 9 центров бизнеса. Каждый из них являлся как «центром планирования», так и «центром прибыли» по определенной группе товаров. На корпоративном уровне были созданы «глобальные центры бизнеса», вырабатывающие стратегию по своему направлению и обеспечивающие разрешение межфункциональных конфликтов по данной группе товаров. Высшим органом управления стал корпоративный совет бизнеса, устанавливающий общекорпоративные цели и стратегию и осуществляющий общекорпоративный контроль. Несколько по-другому рассматривал многомерные организации Р. Акофф: он считал, что, во-первых, каждое подразделение в многомерной структуре может быть организованно как компания в целом, во-вторых, многомерные структуры применимы абсолютно к любому подразделению организации. Это дает возможность предоставления автономии подразделениям организации и создает некое подобие рынка внутри нее. Как преимущества многомерной ОСУ Р. Акофф выделил максимально благоприятные условия для делегирования полномочий, четко фиксированную меру эффективности, выражаемую получаемой прибылью, и автономность реорганизации отдельных подразделений.