Перспективные формы организаций
Партисипативные организации
Организации данного типа связанны, прежде всего, с проблемой человеческого фактора. Партисипативные организации построены на участии работников в управлении. Элементы такой организации были задействованы в СССР в середине 80-х гг. ХХ в., когда осуществлялась выборность руководителей на предприятиях, функционировали Советы трудовых коллективов (СТК) и т.д. При формировании партисипативных организаций необходимо сразу очень четко разделить такие понятия, как власть и иерархия - с одной стороны, и демократия - с другой. Такие организации весьма перспективны, но эффективны они лишь в случае, если в компании сформирована действенная система самоуправления. Именно система, а не отдельные ее элементы, как было в СССР.
Сетевые организации
В условиях расширения и диверсификации производства успех достигается децентрализацией управления; это стало главной тенденцией развития ОСУ крупных фирм. Сетевые организации - это кооперационные соглашения, объединяющие, как правило, малые и средние компании. Такие сети представляют собой достаточно гибкую структуру, позволяющие конкурировать между собой входящие в нее компании, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов. Главной особенностью сетевых организаций является объединение двух противоположных принципов - конкуренции и кооперации. Особое значение в сетевых ОСУ приобретают вопросы определения степени децентрализации и разукрупнения, т.к. отклонения в ту или иную сторону ведут к отрицательным последствиям. Не смотря на то, что сетевые ОСУ обладают чертами, которые отличают их от других организационных форм, они могут совмещать в себе элементы различных видов ОСУ. В результате сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной ОСУ и возможность переброски ресурсов матричной организации. Переход к сетевой структуре, как правило, происходит постепенно, т.е. традиционная иерархия должна заменяться постепенно на более «плоские» структуры прямого сотрудничества, а затем из нее и полностью вытесняются бюрократические отношения. При этом значительно меняется роль менеджеров. В сетевой структуре за счет стирания рамок иерархии, все менеджеры оказываются в практически равных условиях (рис. 15).
Рис. 15. Сетевая структура организации.
При этом процессе идет отмирание большей части котрольно-распорядительных функций менеджеров. Вместо них появляются функции, связанные с лидерством в данном коллективе, т.е., прежде всего, подбор команды, организация совместной работы, обучение, а также представительские функции. По мере развития информационных технологий и средств телекоммуникаций сетевые ОСУ могут постепенно трансформироваться в другой, более новый вид, - виртуальные структуры.
Виртуальные структуры
Виртуальные организации - это сети делового сотрудничества, включающие в себя основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых объединяется и координируется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. При этом в развитии сетевых и виртуальных структурах именно средства телекоммуникации и информационных технологий имели огромное значение. Благодаря им физическое наличие менеджеров на своих рабочих местах стало носить принципиально необязательный характер.
Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения такой необходимости в создании определенной стоимости для удовлетворения специфических подробностей. При этом организация возникает не как физический коллектив, а происходит лишь объединение особых отличительных способностей в систему, которая оказывается способной произвести требуемую стоимость. Концепция виртуальной организации создает принципиально новые возможности для бизнеса и очевидно будет широко использоваться в ХХI веке.
Процессы разукрупнения и децентрализации неразрывно связаны с поэтапным переходом от линейно-функциональных к дивизиональным и матричным ОСУ, а от них - к сетевым организациям, которые уже получили широкое распространение в мировой практике как наиболее надежное средство вживания предприятия, прежде всего, малого бизнеса в современных условиях жесткой рыночной конкуренции.
Исторически в России наибольшее распространение получили линейно-функциональные ОСУ, при которых структурные подразделения наделены только организационными функциями, а функции управления реализуются на верхнем уровне, в результате чего часто возникают противоречия между интересами подразделений и интересами организации в целом. Создание на базе структурных подразделений отделов, которые наделены правами бюджетирования статей предприятия, еще сильнее усугубляет эти противоречия.
На Западе линейно-функциональные ОСУ присущи лишь мелким и средним фирмам. Крупные компании обычно используют дивизиональную структуру, при которой компании делятся на самостоятельные бизнес-единицы, наделенные управленческими функциями. Это вызвано прежде всего растущей диверсификацией организаций, усилением специализации и трудностями управления географически отдаленными объектами одного предприятия.