Современные теории и методы мотивации
3) Приобретенные потребности.
Теория трех потребностей Д. МакКлелланда.
Дэвид Макклелланд предложил теорию приобретаемых потребностей мотивации,
тесно связанную с концепциями обучения. Он полагает, что многие потребности человека приобретаются из соответствующей культуры общества. Три из этих приобретаемых потребностей - это потребность в достижении (Ach), потребность в принадлежности (Aff) и потребность во власти (Pow). Макклелланд полагает, что, когда у индивида существует сильная потребность, это мотивирует его определенное поведение, позволяющее эту потребность удовлетворить. К примеру, рабочий с большой Асh будет ставить себе крупные цели, упорно работать над их достижением и использовать для этого весь свой опыт и способности.
Большинство факторов, подтверждающих теории приобретаемых потребностей Макклелланда, приведено им самим либо его помощниками. В большинстве случаев исследование потребности в достижении привлекало внимание в основном теоретиков и исследователей организационного поведения. Исследование дает собирательный образ сообщества с высокой степенью потребности о достижении.
Люди с высоким уровнем Ach предпочитают избегать слишком легких и слишком трудных для исполнения целей. Они предпочитают умеренные цели, которые рас считывают достигнуть.
Люди с высоким уровнем Ach предпочитают иметь мгновенную и надежную “обратную связь" о том, как они работают.
Люди с высоким уровнем Ach любят брать на себя ответственность за решаемые проблемы.
Основываясь на своей теории и исследованиях, Макклелланд сделал определенные предположения о развитии высокой позитивной потребности в достижении (т.е. высокой Ach, где нет “болезни успеха”). В соответствии с предписаниями Макклелланда менеджер должен:
. Оформлять постановку задач таким образом, чтобы служащие периодически получали по обратной связи информацию о работе, что дало бы им возможность вносить необходимые усовершенствования и поправки.
. Показать служащим определенные модели поведения на достижение.
. Работать со служащими над улучшением их самооценки. Люди с высоким Ach склонны к этому и ищут реальных целей с реальной ответственностью.
. Гарантировать реальность продвижения, вознаграждения, возможностей перехода и развития и возможностей всей “команды”, выполняющей работу.
4) Двухфакторная мотивационно - гигиеническая концепция Фредерика Герцберга.
Герцберг сделал заключение, что удовлетворенность связана с содержанием работы, а неудовлетворенность - с ее контекстом. Герцберг назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение - гигиеническими факторами. Термин “гигиена” (так же как в здравоохранении) относится к факторам, которые носят превентивный характер; в теории Герцберга к гигиеническим относят факторы, предотвращающие неудовлетворенность. Вместе взятые, мотиваторы и гигиенические факторы образовали основу двухфакторной теории мотивации Герцберга.
Двухфакторная теория Герцберга пролила новый свет на содержание трудовой мотивации. До ее появления менеджеры концентрировали свое внимание главным образом на гигиенических факторах. При столкновении с моральными проблемами типичным решением было повышение оплаты труда, увеличение дополнительных льгот и улучшение условий труда. Однако обнаруживалось, что такие упрощенные решения по-настоящему не работают. Теория Герцберга предлагает объяснение этой проблемы. Сосредоточивая внимание исключительно на гигиенических факторах, руководители не мотивируют свой персонал.
Вероятно, мало кто из рабочих или менеджеров думает, что они не заслужили повышенной зарплаты. С другой стороны, очень многие рабочие и менеджеры, испытывающие чувство неудовлетворенности, считают, что получили недостаточное повышение. Герцберг, был, вероятно, первым, кто сформулировал мысль о том, что гигиенические факторы абсолютно необходимы для сохранения человечески ресурсов организации.