Современные теории и методы мотивации
Последний из перечисленных выше пунктов нашел отражение в системах компенсации менеджмента во многих крупных компаниях.
3) Теория справедливости С. Адамса
. Теория справедливости С. Адамса утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, то есть человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
Основной вывод теории справедливости состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.
Иногда, некоторые компании, пытаясь решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда, сохраняют суммы выплат в тайне. Но это не только трудно сделать технически, - это еще и заставляет людей подозревать несправедливость там, где ее на самом деле нет. Кроме того, если сохранять размеры заработков сотрудников втайне, то компания рискует потерять положительное мотивационное воздействие роста заработной платы, связанное с продвижением по службе.
Рассмотрим подробнее методы и способы улучшения мотивации труда.
Они объединяются в несколько самостоятельных направлений:
а)
Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия. Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.
б)
Цели являются вторым по "силе" средством повышения трудовой мотивации работника. Цели:
концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;
могут служить нормативом, с которым сравнивают результаты;
механизм для обоснования затрат ресурсов;
влияют на структуру организационных систем;
отражают глубинные мотивы индивида и организации.
Целевой метод (метод управления по целям) занимает значительное место в менеджерской практике. Однако необходимо учитывать ряд характеристик целей: цели должны быть измеримыми; реальными; контролируемыми; поддержаны организацией; их результаты должны быть однозначны; должны существовать точные сроки выполнения поставленных целей; а также система их ранжирования.
в)
Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:
субсидированное и льготное питание, установка на предприятии автоматов для продажи горячих напитков и закусок;
продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10% и более);
полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;
предоставление права пользования транспортом фирмы;
оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счет предприятия;