Особенности процесса формирования ОСУ
Некоторые организационные задачи являются более сложными для выполнения, чем другие. В модели, созданной Чарльзом Перроу, идентифицированы два фактора, по которым различаются задачи, - вариабельность и анализируемость - и они связанны с использованием разных типов организационных систем.
ü Вариабельность (многообразие, многосторонность) - это количество новых требований, которые налагаются задачей на функцию или отдельного работника. Она высока, когда задачи непредсказуемы и когда постоянно возникают новые требования к организационным процессам; низкая, когда задачи носят повторяющийся или идентичный характер.
ü Анализируемость (аналитическая доступность) - это степень, до которой стандартные решения позволяют решать возникающие на предприятии проблемы. Анализируемость - высокая, когда поиск решения и разработка программы действий для разрешения проблемы не принимает сложный характер; низкая, когда для решения проблемы или выполнения требований необходим широкий поисковый процесс.
В соответствии с вышесказанным, Перроу также выделил четыре типа технологических задач:
· задачи рутинного производства - это просты задачи, с низкой вариабельностью и высокой анализируемостью. Подобные задачи есть на большинстве производственных предприятий;
· ремесленная работа, которая характеризуется низкой анализируемостью и низкой вариабельностью задач (к примеру, подготовка налоговых деклараций, где разнообразие проблем ограниченно, но каждая декларация требует своего подхода);
· а вот при нерутинных исследованиях задачи носят сложный характер с высоким уровнем вариабельности и низким уровнем анализируемости. Такие задачи характерны для отдела разработок и исследований;
· инженерная деятельность - характеризуется высокими вариабельностью и анализируемостью. При этом возникает большое количество легкоразрешимых задач (например, проектирование автомобилей по индивидуальным заказам).
Когда организационные задачи и технологии носят рутинный характер и ориентированы в направлении массового производства, предприятие скорее будет развивать механистическую структуру. В такой структуре, как правило, интеграция осуществляется через установление формальной иерархии полномочий, формальных правил и стандартных операционных процедур. По мере того как задачи и технологии становятся более сложными и нерутинными, предприятие сталкивается с необходимостью проектировать структуру, более близкую к органической, для того, чтобы усилить уровень прямого воздействия как внутри, так и между функциями. Увеличение уровня межличностных связей позволяет лучше управлять нерутинными задачами и проявлять большую креативность при принятии решений.
Уровень развития информационных технологий
Важным фактором формирования управленческих структур является уровень развития на предприятии информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров пи одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к сокращению или полной ликвидации объема работ по ряду функций на среднем и нижнем уровне. Это прежде всего относится к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации и, конечно, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название «виртуальных» компаний. Под ними понимают совокупность независимых (в большинстве случаев небольших по размерам) фирм, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе таких фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационных технологий, которые буквально пронизывают все сферы их деятельности. В связи с этим границы между входящими в них организациями становятся «прозрачными», а каждая из них может быть представителем компании в целом.