Механизм внутрифирменного ценообразования, его влияние на успех предприятия
На крупных предприятиях с середины 1990-х годов производственным подразделениям стала предоставляться хозяйственная самостоятельность при выборе направлений производственной и коммерческой деятельности. В связи с этим возникла проблема выбора политики внутрифирменных цен, по которым одно внутреннее предпринимательское подразделение продаёт сырьё, материалы и полуфабрикаты другому такому подразделению, что обеспечивает прибыльность всего предприятия и каждого его подразделения в отдельности. [1]
Внутрифирменное ценообразование дает возможность корпорации установить цены на товары, обращающиеся на внутреннем рынке, таким образом, чтобы достичь определенных общекорпоративных целей, что не всегда предполагает максимизацию прибыли каждого подразделения. Корпорация может изменять цены таким образом , чтобы направить дополнительные финансовые ресурсы в одно из своих подразделений или снизить совокупную налоговую нагрузку на компанию. О возможностях этих механизмов красноречиво свидетельствует опыт Китая. По данным ООН, из 1500 продуктов, экспортируемых (импортируемых из) в Китай, 124 импортируемых продукта имели более высокую цену, 428 экспортируемых продукта более низкую цену, чем средние экспортно-импортные цены, действующие во внешней торговли Китая, в 1990 году указанная разница составила 27% (2,8 млрд.дол.США) общего импорта и экспорта филиалов международных корпораций, расположенных в Китае.[2]
Механизм ценообразования проявляется через динамику цен, которая формируется под влиянием двух основных факторов:
Первый фактор - стратегический, который состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров.
Второй - тактический, суть которого заключается в том, что конечная величина цены определяется конъюнктурой рынка.[4]
Методология механизма ценообразования (от греч. methodos - метод и logos - Учение)- это совокупность общих научно обоснованных теоретических и практических принципов, методов и правил формирования системы цен в долгосрочном планировании хозяйствования: от постановки задач до управления ценообразованием. Методологии присущи такие признаки как: единство для всех уровней установления цен; разработка на долгосрочную перспективу; независимость от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Основной задачей методологии механизма ценообразования, как правило, является обеспечение конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара - это способность товара отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами на этот товар. Методология механизма ценообразования включает в себя следующее:
1 Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.
Стратегия ценообразования - это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.
На основе стратегии разрабатывается тактика ценообразования - это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.
Рисунок 1 - Структура механизма ценообразования
Также с целью реализации выбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен - это совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования. Методика - это составной элемент методологии, который объединяет целый ряд методов формирования цен: рыночный, затратный, административный, параметрический. Каждая методика имеет свои особенности в зависимости от уровня управления, видов цен и товара. Метод (от греч. methodos) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.
На основе разработки и применения соответствующих методов реализуются адекватные рыночным отношениям единые принципы ценообразования, то есть постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Среди важнейших принципов ценообразования выделяют следующие:
1 Принцип обоснованности, который состоит в необходимости анализа и учета в ценообразовании рыночных факторов и объективных экономических законов развития рыночной экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения).