Механизм внутрифирменного ценообразования, его влияние на успех предприятия
При децентрализованной структуре подразделениям предоставляется определенная свобода в выборе средств и методов управления, в том числе определение конкретных систем ценообразования. В таких организациях могут возникнуть ситуации, когда подразделение, выпускающее конечную продукцию, не может ее продать по цене, которая уплачена внутри предприятия за поэтапное создание этого изделия (по технологическому циклу). В этом случае прибыль, заложенная во внутрифирменной цене, окажется нереализованной, и предприятие понесет убытки.[3]
Как правило, информация о внутрифирменных ценах является коммерческой тайной, так как с ее помощью предприятия реализуют внутренние задачи.
Использование внутрифирменных цен позволяет:
1 минимизировать уплачиваемые налоги путем завышения цен на продукцию (товары), произведенные в стране с высоким уровнем налогообложения, и занижения цен в странах с низким уровнем налогообложения;
2 уменьшать сумму подлежащих к уплате таможенных платежей и сборов;
перераспределять прибыль в рамках материнской и дочерней компании путем завышения цен на экспортируемую материнской компанией продукцию (товары), в результате чего снижается прибыль дочерней компании и пополняется бюджет головного предприятия;
завоевывать позиции на новых рынках или на рынках других стран путем проведения в них политики цен «внедрения».
Таким образом, внутрифирменные цены позволяют корпорациям маневрировать имеющимися ресурсами, поэтому политика внутрифирменных цен строится во взаимосвязи и взаимозависимости с общими целями функционирования организации в целом.[4]