Законодательство Украины о труде
Перед тем, как приступить к выработке практических навыков документированию управленческой деятельности и организации работы со служебными документами, следует ознакомиться с нормативно-правовой базой. На сегодня в активе есть ряд нормативно-правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства в целом или его отдельных технологических процессов.
Центральное место в системе законодательства Украины занимает Конституция Украины. Нормы Конституции имеют наивысшую юридическую силу. Поэтому в связи с вступлением в силу Конституции Украины Кодекс законов о труде, другие законы, содержащие нормы трудового права, подзаконные нормативные акты сохранили силу лишь постольку, поскольку они не противоречат Конституции. Принятие Конституции означало большой шаг вперед в формировании правового государства в Украине. Оно обострило внимание к проблеме соответствия законов Конституции, соответствия подзаконных актов законам, к проблеме субординации нормативных актов. В связи с этим многие нормы законодательства о труде должны быть заново осмыслены с учетом условий правового государства. Соответствующим образом должна быть скорректирована и практика их применения [27].
Согласно Конституции Украины каждый имеет право на труд, включающее возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (ст. 43). Также
Конституция отмечает, что:
) каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда;
) каждый имеет право на заработную плату не ниже определенной законом;
) государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными требованиями;
) работники имеют право на своевременное вознаграждение за труд;
) работникам гарантируется защита вол незаконного увольнения;
) те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов;
) запрещается принудительный труд, однако принудительным трудом не считается военная или альтернативная служба, выполняемая лицом по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном или чрезвычайном положении;
) каждый, кто работает, имеет право на отдых [13].
Трудовым и связанным с ними отношениям посвящен ряд специальных законов «Об отпусках», «Об оплате труда», «Об охране труда», «О коллективных договорах и соглашениях». Названные законы посвящены отдельным институтам трудового права. Есть и законы, со специальными нормами, регулирующими крайне ограниченный круг отношений (например, Закон «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей»).
Нормы трудового права включаются в комплексных законов, содержащих нормы различных отраслей права (законы «О хозяйственных обществах», «О сельскохозяйственной кооперации» и др.) [25, c.29]. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудовые отношения в учреждениях, организациях и на предприятиях Украины является Кодекс законов о труде Украины принят Верховной Радой УССР 10 декабря 1971 № 322 - VIII. Его роль как основополагающего нормативного акта проявляется прежде всего в чисто количественных характеристиках.
Кодекс законов о труде является основным по количеству норм трудового права, содержащиеся в нем, о сфере общественных отношений, что он регулирует.
Кодекс законов о труде, другие законы, регулирующие трудовые отношения, отдельные нормы, регулирующие трудовые отношения и содержащиеся в других законах, являются актами высшей юридической силы по сравнению с нормами подзаконных актов. Нормативное регулирование трудовых отношений с помощью актов законодательства дополняется их регулированием условий генерального, отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, в том числе и таких, которые принимаются владельцем по согласованию с профсоюзным или другим уполномоченным трудовым коллективом на представительство органом.