Понятие и виды мотивации
Эффективность функционирования сельскохозяйственного производства в современных условиях в значительной степени зависит от организации, формы и методов управления, адекватных требований рыночной экономики. Достойные цели, перспективные планы, правильные решения будут малоэффективными без обеспечения мотивации - заинтересованности исполнителей в их реализации. Поскольку суть менеджменты - достижение результата посредством других людей, необходимо, чтобы другие люди захотели делать то, что от них требуется. Индивидуальная производительность, а также эффективность деятельности организации в целом находятся в прямой зависимости от степени мотивированности работников.
Сущность понятия "мотивация" раскрывается в значительном количестве работ отечественных и зарубежных ученых. На наш взгляд, понятие "мотивация" применительно в аграрной сфере целесообразно рассматривать как категорию:
экономическую - как деятельность, имеющую целью активизировать тружеников села и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных задач (как функция управления;
психологическую - как побуждение, вызывающая активность организма и определяющее ее направленность.
В России термин "мотивация труда" с экономической точки зрения появился сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее он употреблялся в основном в социологии, педагогике, психологии. Это объясняется рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками. Во-вторых, понятие "мотивация" заменялось дифференциацией "стимулирование". Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, что разрушительно действовало на потребностно-мотивационную систему личности человека, поскольку не предполагалась заинтересованность в собственном развитии, самосовершенствовании. Однако именно эта система - важнейший резерв повышения эффективности производства.
Для того чтобы полно, эффективно и грамотно использовать весь мотивационный потенциал, необходимо сказать, из каких категорий он состоит. Все побудительные источники активности личности объединяются понятием мотивационной сферы. Она включает в себя следующие компоненты:
Потребности человека, его интересы, стремление, убеждение, идеалы, намерения, а также социальные роли, стереотипы поведения, социальные нормы, жизненные цели и ценности, мировоззренческие ориентиры в целом.
Человека побуждает к действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается внутреннее состояние индивида, отражающие физиологические и идеологические дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта. Потребности нельзя непосредственно увидеть или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей.
В литературе по управлению персоналом характеристики потребности, а также их классификации уделяется много внимания. Одной из первых классификаций потребностей предложил психолог Г.Мурей, выдвинув идею о четырех основных типах:
первичные (обеспечивают выживаемость человека) и вторичные (способствуют развитию личности);
позитивные и негативные;