Психологические аспекты формирования команды менеджером среднего звена
«Собраться вместе - есть начало,
сохраниться вместе - есть прогресс,
работать вместе - есть успех».
Генри Форд
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Во все времена людям надо производить необходимые для жизни товары, продавать их и оказывать услуги. Хорошо они это делают или нет, зависит от их знаний, мастерства, творческих способностей, отношения к работе, используемых технологий, а также не в меньшей степени - от деловых качеств тех, кто ими руководит. Традиционно считалось, что ключевой фигурой в работе компании является ее руководитель. Роль управленческой команды в успехе бизнеса недооценивалась. Но практика менеджмента в последние годы показала, что это неоправданно и недальновидно. От того, насколько эффективна работа команды, в конечном счете, зависит уровень финансовых показателей организации.
Деятельность команды базируется на довольно специфической функции - командной выработке решения, в отличие от управленческого аппарата, где принятие решения распределено по уровням его подготовки и утверждения. Кроме того, каждая команда имеет особую внутреннюю координацию действий, основанную не на жесткой иерархической структуре подчинения и контроля, а на гибкой взаимосвязи между членами команды. Как показывают исследования, именно так понимают члены различных команд способ взаимодействия между собой. Например, на вопрос интервьюера: «Обсуждаются ли в среде руководителей альтернативные пути решения той или иной проблемы?» - свыше 70% опрошенных руководителей, считающих, что они работают в команде, ответили положительно, в то время как среди их коллег, не работающих, по их собственному мнению, в команде, это подтверждают только 34% [22,97].
Умение менеджера внешнеторговой организации создать работоспособную команду стало в последнее десятилетие одной из необходимых компетенций руководителя, наряду с профессионализмом, квалификацией и опытом.
На современном этапе развития российской экономики формы взаимодействия менеджеров и сотрудников не отличаются излишней доверительностью, взаимовыручкой и нацеленностью на общий успех. Слишком памятна еще постперестроечная разруха в экономике и кризис неплатежей 1998 г., когда каждый предприниматель спасался самостоятельно и ни на кого не надеялся. Практически над всеми наемными служащими в коммерческих организациях висел «Дамоклов меч» увольнения по сокращению штатов. Неспокойно в эти нелегкие времена работалось и в государственных учреждениях: служащие могли ощутить, почувствовать на себе «дыхание» кризиса неплатежей и нестабильность хозяйственных связей в экономике.
С точки зрения психологии эта «память на чувства» о событиях ушедшего десятилетия у наших современников гораздо сильнее «памяти на рациональные соображения». Но именно рациональные соображения диктуют необходимость обратиться к вопросу, какие шансы на выживание имеет в нынешних условиях коллектив внешнеторговой организации, не ощущающий себя единой сплоченной командой? Для чего нужна команда в современном бизнесе? Какую общность людей в этой сфере деятельности можно с полным основанием назвать «командой единомышленников»? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим признания руководителей внешнеторговых структур, что 90% успеха любого самого трудного начинания таятся в командной работе? К сожалению, российские менеджеры не всегда уделяют достаточно внимания поиску ответов на вышеприведенные вопросы. Поэтому изучение проблемы командной работы в целом и формирования продуктивной команды менеджером среднего звена, в частности, представляется актуальной задачей.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ психологических аспектов формирования команды менеджером среднего звена внешнеторговой организации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы формирования команды менеджментом внешнеторговой организации;
проанализировать отечественный и зарубежный опыт распределения ролей в команде менеджера;
раскрыть психологические предпосылки успешности формирования и деятельности команды менеджера внешнеторговой организации;
провести анализ работы в кросс-функциональных командах и разработать предложения менеджменту компании по усовершенствованию процесса формирования и развития команд.
Объектом исследования являются менеджеры среднего звена компании ЗАО «Прайс Вотер Хаус Куперс Аудит», в которой автор проходил преддипломную практику.
Предмет исследования - сложившаяся система формирования и развития команды менеджерами среднего звена компании ЗАО «Прайс Вотер Хаус Куперс Аудит».
При подготовке выпускной квалификационной работы автор опирался на методологические и теоретические положения отечественных и зарубежных учёных в области общего и стратегического менеджмента, теории организаций, управления персоналом, организационного поведения, психологии, социологии. В работе также учитывался небольшой опыт, полученный автором во время преддипломной практики.
Теоретические основы командной работы
- Сущность понятия «команда», виды команд
- Место и роль команды в работе менеджеров внешнеторговой
- Психологические основы формирования команды
- Распределение ролевых функций в команде
- Общая характеристика ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»
- Анализ практики формирования кросс-функциональных команд