Оценка, аттестация, повышение квалификации и карьерный рост персонала
Обучение персонала следует рассматривать как повышение управленческой компетенции, знакомство с новыми нормативными документами, решение конкретных проблем. Эффективность обучения определяется его результативностью. В настоящее время при направлении на повышение квалификации, к сожалению, не всегда учитывается статус сотрудника, что снижает эффективность обучения. Кроме того, недостаточно используются возможности повышения квалификации внутри организации. Как показывает практика обучения персонала, наибольшую эффективность в перспективе будет представлять система внутрифирменного обучения как наименее затратная и наиболее ценностная. Она придаст гибкость и более высокую эффективность подготовке персонала, обеспечит непрерывность обучения, его опережающий характер и практическую направленность. Данная форма обучения позволит увязать цели и задачи учебы с общей стратегией организации индустрии туризма, осуществить целенаправленный контроль в процессе обучения за его результативность, связь теории с практикой.
В настоящее время в любом крупном предприятии индустрии туризма разработаны свои образовательные программы для сотрудников, которые помогают им всегда соответствовать общепринятым мировым стандартам. Для персонала разработаны программы тренингов.
Многие руководители турфирм и гостиниц понимают, что инвестирование в обучение - это залог конкурентоспособности того или иного бизнеса. Обучение собственных сотрудников обходится работодателя гораздо дешевле, чем поиск и переманивание готовых специалистов.
Однако основная часть российских гостиниц, не входящих в международные гостиничные цепи, а также небольшие турфирмы не имеют возможности содержать в штате работников, которые будут заниматься обучением. Это не значит, что персонал данных организаций не повышает свой профессиональный уровень, но процесс обучения не носит такого планомерного и всеобъемлющего характера, как в отелях, принадлежащих международным гостиничным цепям. Работники турфирм, а также гостиниц туристского класса проходят повышение квалификации в организациях, которые специализируются на обучении в данной области.
Объективным результатом обучения является уменьшение конфликтных ситуаций, повышение степени удовлетворенности у клиентов от обслуживания, улучшение имиджа турфирмы, увеличение уровня продаж турпродукта. Происходит структурирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к работе, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная культура. В любом случае эффективность обучения определяется полученными знаниями и приобретенными навыками, применяемыми на практике, что приводит к улучшению показателей деятельности организации индустрии туризма. Выгоду от обучения получают и сотрудники, освоившие современные методы работы. После обучения они могут претендовать на более высокую заработную плату и должность.
Для мотивации сотрудников необходимо не только обучение, но и карьерный рост, то есть продвижение работника по ступеням служебной лестницы или последовательная смена занятий в рамках отдельной организации.
Карьера может быть вертикальной, то есть подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высокими полномочиями и оплатой труда), и горизонтальной, что предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре турфирмы, либо расширение или усложнение задач на прежней ступени иерархии. В большинстве случаев продвижение работника осуществляется путем чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект.