Мотивационный менеджмент на туристских предприятиях
Для решения возникших проблем необходимо иметь: эффективную управленческую команду; точные нормы взаимоотношений между сотрудниками; единую концепцию ответственности руководителя и подчиненных, направленную на достижение положительных результатов в развитии и функционировании турфирмы.
Третье правило мотивационного менеджмента: если мы не можем отбирать людей и хотим сохранить свои кадры, то необходимо организовывать мотивационную среду для сотрудников.
Существует определенный набор факторов, которые любого человека привлекают и мотивируют. Это гигиенические факторы: заработная плата; межличностные отношения в коллективе; политика администрации; степень контроля; комфортабельность рабочих мест.
Хотя эти факторы и не оказывают сильного влияния на мотивацию трудовой деятельности, но их отсутствие или ухудшение являются источником неудовлетворенности работой. Чаще всего улучшение гигиенических факторов воспринимается работниками как должное, а не как стимул к совершенствованию своей деятельности.
Существуют и другие факторы, которые стимулируют персонал туристской фирмы на эффективную деятельность. Эти мотивационные факторы, связанные с содержанием работы: успех деятельности сотрудника; карьерный рост, продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; возможности творческого роста.
Гигиенические факторы успешно воздействуют на удовлетворение сотрудников своим трудом, а мотивирующие - на достижение целей предприятия, эффективность его работы.
Но потребности людей неодинаковы, следовательно, те или иные мотивирующие факторы будут иметь по отношению к разным сотрудникам неодинаковую силу.
В любой организации, особенно в индустрии туризма, где интенсивно используется рабочая сила, очень важно должное внимание уделять мотивации персонала. В связи с тем, что заработная плата у работников гостинично-туристского комплекса в большинстве случаев не очень высокая, естественно, увеличивается значение удовлетворения социальных потребностей работника, а именно: творческое развитие персонала, квалификационный рост, возможности роста и продвижения по службе. Удовлетворения как индивидуальных, так и социальных потребностей работников можно достичь с помощью тренингов, которые позволяет персоналу туристской организации освоить навыки управления временем, людьми и процессами, улучшить межличностные отношения, предоставить клиентам турпродукт высокого качества. Кроме того, для привлечения и сохранения, способных и желающих работать в туристской организации людей, им необходимо предоставлять возможность планомерного горизонтального и вертикального продвижения по системе должностей, устранять "карьерные тупики", которые не дают возможности для развития и профессионального роста персонала.
Стимулирование персонала туристских организаций с учетом их мотивации направленно, прежде всего на повышение качества обслуживания туристов, рост профессионального мастерства, а также на поощрение к внесению предложений по совершенствованию деятельности организации. С этой целью организации используют стимулы в форме денежных премий, подарков, бесплатных поездок, конкурсов профессионального мастерства, обучения, возможность продвижения по службе. Для формирования мотивации персонала большое внимание организации индустрии туризма должны уделять вопросам информирования работников о целях организации, ее истории, принятых методов и стиле управления, структуре, функциях, задачах и ответственности, возлагаемых на лиц, занимаемых те или иные должности.
Результаты исследования ряда организаций индустрии туризма, в ходе которого опрошенных попросили указать факторы, важные для них при выборе работы, показали, что одним из важных является интерес к работе. Этот фактор определил по значимости такие факторы, как заработная плата, признание профессионального и личного достоинства, морально-психологический климат в коллективе, безопасность (рис 1).[60.С.162]